Примерное время чтения: 5 минут
222

34 гектара грёз.На «Мосфильме» строят Грановитую палату

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Супер-номер вопросов и ответов 28/10/2009

«Звёздные» авто

СОБСТВЕННО, прогулка-экскурсия по территории студии площадью 34,5 га, по цехам, павильонам и декорации под открытым небом «Старая Москва» - не журналистский ход. При студии с некоторых пор существует экскурсионное бюро, и за умеренную плату посетить этот заповедник кино может любой. Но главные экскурсанты - школьники, вот и гуляю по «Мосфильму» с полсотней шестиклассников.

Сначала - в музей ретроавтомобилей.  Их здесь более 80, но в экспозиции только 20. Это настоящие звёзды кино, возле каждого экспоната - табличка с перечислением «сыгранных» ролей. При нас вернулся со съёмок ЗИС-110 1945 г. (в его «послужном списке» - «Чистое небо», «Похороны Сталина», «Ближний круг»): вся техника в музее в рабочем состоянии!

Гордость музея - ландо середины XIX в. (вы его могли видеть в «Войне и мире», «Анне Карениной» и др. фильмах). Рядом - пролётка того же времени, на которой Буба Касторский (Борис Сичкин) из «Новых приключений неуловимых» в женском платье лихо уходил от погони. Среди имеющихся велосипедов один с огромным колесом - из «Цирка» Григория Александрова. И тут же тачанка 1919 г. с пулемётом «Максим» - из «Бега» и «Адъютанта его превосходительства». Кстати, тому, кто первый правильно ответит на вопросы гида о нашем кино, могут разрешить посидеть в экспонате и даже погудеть клаксоном «Пежо-Бебе» 1913 г.

Один из самых ценных - автомобиль королевских кровей (что подтверждает документ из мемориального королевского фонда сэра Ройса) - «Роллс-Ройс» 1930 г. («Неуловимые мстители», «Бег» и «Цареубийца»). А вот и «Мерседес-бенц» 1938 г., на котором Штирлиц разъезжал.

Самый же «многострадальный» - ЗИС-101 1936 г. Его специально купили для «Старых кляч» Эльдара Рязанова, а потом и под водой на верёвках таскали, и по рельсам метро на дрезине волокли! «Звёздную» «Волгу» ГАЗ-21 водили Смоктуновский (он специально получил права для «Берегись автомобиля»), Папанов («Бриллиантовая рука»), Ефремов («Три тополя на плющихе»). А в американском «Бьюике-6» 1938 г. рождения ездил с Наталией Белохвостиковой по «декоративному» Парижу, построенному здесь же, на «Мосфильме», сам Ален Делон в «Тегеране-43».

Уродство требует жертв

В последние годы в кино требуется всё больше сложных пластических преображений актёров, с экранов ведь не сходят различные монстры, чудища и уродцы. Персонажи, «на лицо ужасные», - в моде. Как же превратить красавицу в чудовище? Это нам продемонстрировали в гримёрном цеху. Здесь делают бороды, усы, брови, ресницы, парики, носы и уши...

Самое интересное - мастерская пластического грима. Маски - самый сложный грим, полностью меняющий лицо артиста. Есть маски-накладки из латекса. Но сначала - слепок лица, на которое наносят по очереди вазелин, спецсостав - альсинак, и слепок «застыл».

Актёру же в это время вставляют две трубочки в нос, чтобы не задохнулся. Потом делается гипсовая модель, затем пластилиновая, и вот её уже можно и состарить, и бородавки налепить, и вообще разукрасить, как Фредди Крюгера. Затем залить латексом - и в печь! Надев маску, артист становится порой таким, что мама родная не признает. Зато на выставочном стенде любой узнает слепки-маски с лиц наших известных актёров и актрис.

«Святая святых»

«Священные» территории студии - это, конечно, места, где идут непосредственные съёмки, - павильоны и натурная площадка (Москва конца XIX в. - начала XX в.). В павильоне № 6 сейчас собирают из дерева… Грановитую палату Кремля для фильма Николая Досталя «Раскол». Огромный ангар без окон, свето- и шумоизолированный. Стук молотков и топоров, визг пил. Высоко под потолком - операторские подвижные мостки. Здесь могут соорудить всё - и город, и дом, и квартиру, и пароход для «Пассажирки» С. Говорухина. Главное - строить быстро и из лёгких материалов, чтобы так же быстро потом разбиралось.

А на улице с 2003 г. - декорация в 5 тыс. кв. м - старая Москва, которую, начав со «Всадника по имени Смерть» К. Шахназарова, многие видели уже в более чем 30 фильмах («Доктор Живаго», «Статский советник», «Андерсен. Жизнь без любви», «Анна Каренина» и др.). Здесь снимал номер в бутафорской гостинице Борис Савинков (Андрей Панин) из «Всадника…». А в церкви венчалась Лара (Чулпан Хаматова) из «Живаго». Трогать ничего нельзя, всё из очень хрупких материалов, внутри - полое. Но булыжные мостовые, двери и окна - настоящие. А уже отдельно от экскурсии побывала я и в студии перезаписи, где Юрий Кара работает над «Гамлетом»,  и в суперсовременном отделе компьютерной графики, где плёночные фильмы переводят «на цифру» и реставрируют старые ленты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах