Гибель «Титаника», ураган «Катрина», крушение «Гинденбурга» - все эти и множество других исторических вех связаны с погодой. АиФ продолжает рассказывать о самых, на наш взгляд, любопытных исторических событиях, итогом которых управляли не люди, а наша странная планета.
Дюнкеркская эвакуация
26 Мая 1940
Дюнкеркская эвакуация английских, французских и бельгийских войск, названная англичанами «Операцией Динамо», начиналась для союзников практически согласно названию. После проигранного сражения у французского города Дюнкерк войска британского Экспедиционного корпуса, французские части и бельгийцы оказались блокированы немцами у самого моря. Черчилль отдал приказ о полной эвакуации, однако в планы адмиралтейства вмешалась, конечно же, погода. Моря, мягко говоря, штормило, а на самом деле, шторм вообще практически исключил участие военных кораблей в спасательной операции – они сумели поднять на борт менее 10 процентов личного состава союзных армий. Солдаты так и стояли по горло в воде, ожидая, когда их смогут принять хоть на какой-нибудь корабль. Спасло войска добродушие и готовность к самопожертвованию местного населения – довольно большую часть армии вывезли к английскому побережью английские же рыбаки на 700 маленьких лодчонках.
Падение Air Florida
13 января 1982
Рейс №90 Air Florida из Вашингтона во Флориду в январе 1982 года обернулся катастрофой: самолет рухнул в воды Потомака буквально через несколько секунд после взлета. При падении Боинг 737-222 частично обрушил мост, соединявший столицу с Арлингтоном. 78 погибших, включая четырех водителей машин, проезжавших по мосту.
Причиной падения авиалайнера была названа ошибка пилота, который забыл проверить работу системы, отвечающей за антиобледенение, и не отказался от взлета даже после отказа двигателя. А вызван этот отказ был льдом, который возник благодаря небывалому бурану, сильно затруднившему работу Национального аэропорта, администрация которого, в свою очередь, сочла снег недостаточной причиной для закрытия.
Катастрофа Air Florida стала причиной внесения изменений в протоколы американской коммерческой авиации: правила борьбы с обледенением были ужесточены, что сыграло на руку нам, простым туристам.
Провал операции «Орлиный коготь»
4 ноября 1979 – 25 апреля 1980
Осенью 1979 года исламские экстремисты захватили 55 заложников в американском посольстве в Тегеране. В апреле военная машина США раскрутилась достаточно для проведения спасательной операции. Было решено отправить специальные группы военных на вертолетах через пустыню. С самого начала все пошло не так: песчаные бури «приземлили всмятку» сразу два вертолета из восьми (они, кстати, потом достались иракской армии), еще один вернулся на базу из-за поломки, вызванной попаданием песка. Для эвакуации нужны были шесть машин, осталось – пять. Президенту Джимми Картеру, обещавшему спасти всех заложников, пришлось экстренно операцию отменять, что он и сделал 25 апреля. При попытке дозаправки для возвращения было разбито еще два вертолета – песок опять сыграл злую роль, дезориентировав пилота. На этом буря не успокоилась и дополнительно организовала хорошую драку: морские пехотинцы, не видевшие ничего, кроме песка вокруг, после взрыва столкнувшихся вертолетов вообразили, что на них напали, и подняли беспорядочную стрельбу. От шрапнели пострадали еще несколько машин, это не считая людских потерь. Да, и остатки бравой гвардии так торопились убраться из пустыни, что потеряли во все том же песке секретные документы ЦРУ, доставшиеся крайне довольным проведением этой операции иракцам.
При подготовке материала использованы статьи: Weather Channel, Wikipedia, Darkroastedblend.com, Livescience.com