Книжный дух
Не все московские аномальные явления враждебны человеку. Об этом стоит вспомнить тем, кто часто бывает в Библиотеке им. Ленина. Да-да, именно там героиня Ирины Муравьёвой из фильма «Москва слезам не верит» советовала знакомиться с перспективными мужчинами.
Но те, кто последует совету буквально, могут вляпаться в историю. Судя по рассказам некоторых работников библиотеки, в помещениях каталогов, а по ночам даже в читальных залах, появляется призрак Николая Рубакина.
Вполне исторический, реальный деятель, Николай Александрович (1862-1946) был выдающимся отечественным книговедом. Всё своё книжное собрание, более 200 тыс. томов, он завещал Ленинке.
Поэтому неудивительно, что его дух по-прежнему приглядывает за библиотекой. Кстати, тем, кто работает с каталогами, всегда следует просить Николая Рубакина о помощи — тогда нужная карточка найдётся быстро.
А вот если этого не сделать, то рискуешь вообще ничего не найти.
Столичный йети
Странное дело, но Коломенских существует как минимум два. Первое — для туристов, с декоративными избами, блинами, медовухой и музеями. Второе же только для тех, кто настроен особо мистически. Это Голосов овраг, который формально входит в музей-заповедник. Попасть в него можно, немного спустившись от усадьбы вдоль течения Москвы-реки. Но сначала подумайте, стоит ли туда ходить. Дело в том, что нынешнее название оврага не совсем исторично. Ещё каких-то 100 лет назад жители окрестных сёл Коломенское и Дьяково называли его Волосовым или Велесовым. По славянской мифологии, Велес был богом, отвечающим за все богатства, в том числе и подземные ископаемые. Характер он имел вредный, особенно учитывая страсть к накопительству. А изображали его в образе исполинского змея. Кстати, антиподом Велеса считался бог-громовержец Перун, который, если верить преданиям, некогда поразил Змея-Велеса с помощью своей секиры-молнии. Ничего не напоминает? Например, герб Москвы, где Георгий Победоносец убивает змея? Между прочим, легенды говорят о том, что ещё в XVII столетии в овраге и впрямь жил огромный то ли змей, то ли ящер, которого местные жители задабривали молоком и яичницей. Вполне возможно, что это был какой-то отголосок языческого обычая, но кто поручится, что именно отголосок? Тем более что в овраге происходили штучки и похлеще.
Например, летопись «Софийский Временник» рассказывает о том, что в 1621 г. у царского дворца в Коломенском откуда ни возьмись появился военный татарский разъезд. Кочевников тут же повязали и устроили допрос. Выяснилось, что они состоят в войске крымского хана Девлет-Гирея, который как раз сейчас осаждает Москву. Представьте себе степень удивления допросчиков — Девлет-Гирей осаждал Москву в 1571 г., ровно за полвека до пленения! Выяснилось, что разъезд, спасаясь от русских всадников, нырнул в Велесов овраг и попал в какой-то туман. Пробыли они там, по своим ощущениям, лишь полчаса, а на деле вышло, что 50 лет. Кстати, татары заметили в тумане очень больших волосатых людей, которые при появлении всадников смылись в кусты. Это можно было бы списать на психологический шок, но много лет спустя, уже почти в наше время, волосатых видели снова. В 1926 г. милиционер заметил «заросшего волосом дикаря» ростом под два метра. Бдительность у нас всегда на высоте, так что страж порядка достал наган и велел следовать в отделение. Но дикарь не подчинился. Милиция открыла огонь, однако волосатый, как в своё время и его предки, скрылся в кустах.
Лешие во дворце
Если в Велесов овраг во избежание провала во времени соваться неохота, можно посетить Царицыно. Дворец-новодел в своём роде неплох, но его стоит оставить на потом и углубиться в окрестный парк. Именно здесь, судя по рассказам жителей давно упразднённой деревни Баженовки, постоянно шуровали какие-то лешие. На вид вроде хоббитов, ростом примерно взрослому по пояс, очень волосатые ноги, острые уши. Эти самые лешие устроили откровенный саботаж строительства дворца для Екатерины Великой. Воровали стройматериалы, пытались разрушить уже возведённые здания, словом, пакостили. Власти Просвещённого века ни в какую нечисть не верили и списывали саботаж на нечистых на руку крестьян. Для прекращения безобразия Екатериной был из Питера прислан инспектор. Он, как водится, перепорол всех мужиков, но ничего не добился. Однако спустя пару дней отправился побродить по парку вечерочком в одиночестве. Что он увидел — бог весть. Однако из леса бежал, не разбирая дороги, и выл диким голосом. Тут же заложили коней, и инспектор бесславно умотал восвояси. Спустя три недели явилась сама императрица, окинула взглядом свой долгострой и сказала: «Срыть немедля сии казематы!»