95 лет назад, 8 августа 1929 года, родился конструктор Юрий Томашов, создавший самую массовую самоходную артиллерийскую установку (САУ) российской армии — «МСТА-С». Вставшая на вооружение более 30 лет назад, она и сейчас во многом превосходит западные образцы.
В характеристики не поверили
Гаубица сразу прославилась снайперской точностью. Председатель Совета ветеранов Уралтрансмаша Анатолий Волкович рассказывал: «Когда в 1993 году в Абу-Даби на международной военной выставке наша делегация представила «МСТА-С», заявив её характеристики, остальные делегации не поверили. Подтвердить характеристики можно было только одним способом — реальной боевой стрельбой. Организаторы согласились, ограничив дальность стрельбы 15 км (при возможных для "МСТА-С" 30 км). Одновременно поставили условие — испытание пройдёт ночью, когда мгла хоть глаз выколи. Мы предложили рядом с каждой мишенью поставить по бочке с бензином. Стреляли управляемым снарядом «Краснополь». Из 40 выстрелов было 38 прямых попаданий с огневым фейерверком, оставшиеся два снаряда легли рядом с мишенью».
Сам конструктор Томашов вспоминал другой сюжет, свидетелем которого стал Владимир Путин. В 2001-м на Международной выставке в Нижнем Тагиле по громкоговорителю объявили, что из двух выстрелов «МСТА-С» один прошёл мимо цели. Томашов верить в это отказался и попросил, чтобы мишень перепроверили. Оказалось, что «снаряд лёг в снаряд» с отклонением в 2 см. Феноменальный результат. Его не могла показать ни одна другая самоходка в мире.
Огненный «букет»
Талант конструктора у 19-летнего выпускника Уральского машиностроительного техникума разглядел Лев Горлицкий, под руководством которого была создана первая отечественная самоходка, громившая немецкие «Тигры». Он был настолько уверен в блестящем будущем Томашова, что, когда пришла повестка, запретил идти в военкомат. На дворе был 1948-й, срочная служба могла растянуться на 4 года — Горлицкий посчитал, что это подрежет крылья перспективному специалисту.
«Уклониста» всё же поймали, обрили и посадили в воинский эшелон для отправки в часть. Но за 5 минут до отхода состава на перроне появился Горлицкий в форме полковника артиллерии и приказал рядовому Томашову вернуться на рабочее место. Тот, разумеется, вернулся — наказанием за прогул на оборонном заводе могла стать тюрьма.
Без отрыва от производства Юрий закончил институт. В 33 года стал замом главного конструктора ОКБ-3, в 49 лет (1978 год) возглавил бюро, проработав на этом посту до 2001 года.
Пробой пера Томашова как конструктора стало участие в создании противотанковой пушки «Таран», пробивавшей любую существующую броню. Однако уже готовое к выпуску изделие ждала незавидная судьба. «В 1955 году Никита Хрущёв объявил: „Артиллерия — это пещерная техника. Даёшь ракету!“ Из Москвы пришёл приказ: все машины разобрать и выбросить в металлолом, — позже вспоминал Юрий Васильевич. — Приказы не обсуждают. Но одну опытную пушку всё-таки удалось сохранить, замаскировав на заводском полигоне».
Потребовались ещё 10 лет и война во Вьетнаме, где США впервые применили самоходки М109, поражавшие цель на расстоянии 14 км, чтобы советское руководство осознало: ответить нам нечем. Пришлось экстренно «догонять и перегонять». Так появился «огненный букет» из самоходок «Акация», «Тюльпан» и «Гиацинт».
«Расчёт самоходки с первого выстрела уничтожил опорный пункт противника» — с такой формулировкой нередко фигурирует «Акация» в инфосводках СВО. А между тем во время её испытаний возникла серьёзная проблема. При стрельбе в рубке скапливались угарные газы, от которых члены экипажа теряли сознание. Томашов тогда сам залез в машину на место командира. На седьмом залпе конструктор начал задыхаться и, не выдержав, открыл люк, что строго запрещено — ударная волна может сделать инвалидом. На поиск решения проблемы ушёл месяц. И оно было найдено.
А вот испытания «Тюльпана», наоборот, превзошли ожидания — бетонные укрепления на полигоне, по которым до этого стреляли 10 лет и им было хоть бы хны, всего один залп разнёс в пыль, оставив воронку глубиной 10 м и такой же ширины.
4 типа лебёдок, 5 моделей трамвая.
В конце 1970-х, когда Томашов возглавил ЦКБ «Трансмаш», перед ним поставили задачу — создать самоходку, превосходящую любую из существующих. Так появилась «МСТА-С» с полностью автоматической системой заряжания, что увеличило темп стрельбы в 2 раза по сравнению с мировыми аналогами. Увеличенный же угол подъёма ствола позволил использовать самоходку в условиях горной местности. И это не раз выручало во время контртеррористической операции в Чечне, где "МСТА-С" впервые применили в боевых условиях.
Всепогодная, высокоточная (благодаря спутниковой навигации и новому блоку управления огнём), надёжная... Потенциал, заложенный конструктором в эту самоходку, настолько велик, что модификации, которые на протяжении 30 лет произошли с орудием, — далеко не предел.
Запас же прочности самого Томашова оказался таким, что на пенсию он вышел в 80 лет, а дожил почти до 90. Шутил, что это всё из-за одной хорошей привычки — привычки к трудностям.
Рос в многодетной семье в голодные годы. Когда приехал из своего посёлка учиться в Екатеринбург, жить пришлось в комнате на 26 человек. Холод в общежитии был такой, что замерзала вода, по кроватям бегали крысы. Сразу после — завод, бесконечные командировки на полигон, одна из которых продлилась год...
При его участии и под руководством создано более двух десятков «специзделий», принятых на вооружение российской армии. А есть ещё 4 типа лебёдок для лифтов в многоквартирном доме, 5 моделей трамвая «Спектр», установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах, 12 видов насосов, автомобильный самосвал... Многое используют по сей день, не всегда догадываясь, что их создатель — «отец» современных самоходок и лучшей в мире гаубицы.