Дети, да и некоторые взрослые, верят, что именно он приносит подарки, рисует необычные узоры на оконных стёклах и оставляет у нас настроение чуда. Без этого сказочного персонажа Новый Год вроде как и не праздник даже.
А вот по мнению учёных, Дед Мороз — довольно сложный и плохо исследованный наукой герой фольклора. Проследить его прошлое и нюансы «биографии» нелегко, ведь корнями они уходят в славянскую мифологию, в те времена, когда никакой письменности ещё не было.
Об этом на страницах портала «За науку» размышляет доцент кафедры отечественной истории Алтайского государственного университета, кандидат исторических наук Ксения Пожарская.
В XIX веке жил в колодце
Как возникла традиция верить в Деда Мороза и ждать от него подарков?
«Если появление Санта-Клауса связывают со святым Николаем, то образ нашего Деда Мороза уникален. Типаж этого волшебника складывался очень долго, — утверждает учёная. — У восточных славян была двойственная трактовка этого героя. Мороз они воспринимали как злую стихию, которую нужно задобрить: делать ему подношения, чтобы он не портил посевы. Им ведь даже пугали детей. Но было и другое понимание, позитивное: Дед Мороз олицетворял прародителя, который защищает своих потомков, а потому к нему нужно относиться уважительно».
Однако Ксения Пожарская отмечает, что русским крестьянам прошлых веков и в голову не могло прийти, что для их далёких потомков Дед Мороз станет главным зимним героем, в которого будут верить дети.
Его нынешний образ, напоминает историк, появился лишь в 1930-х годах. В этот период сформировалось и литературное амплуа персонажа, построенное на фольклорно-бытовых представлениях. А его прототип — Мороз Иванович — возник ещё в XIX веке, у Владимира Одоевского в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея». Любопытно, что календарно этот герой привязан к весне, а не к зиме. В сказке, изложенной Одоевским, Мороз Иванович — положительный герой, который предупреждает о предстоящих холодах. Причём живёт он в колодце и вовсе не ходит по домам. Наоборот, дети сами приходят к нему за подарками.
Детей нет, а внучка есть
Кроме того, Дед Мороз встречается в поэмах Некрасова. Там он воплощён в образе волшебника, который защищает урожай — покрывает землю снежным одеялом. А ещё призывает людей вести здоровый образ жизни: побольше гулять, кататься на коньках и санках, играть в снежки.
По словам Ксении Пожарской, изначально Дед Мороз не ходил в гости по частным приглашениям (в какую-то конкретную семью), а был участником общественных праздников. То есть заявлялся на коллективные гулянья.
А вот когда возникла традиция ставить ёлку дома и вручать подарки родным и близким, дедушка стал наносить частные визиты.
«Наряжать ёлку было принято в Германии, — говорит историк. — В Россию эта традиция пришла благодаря немецким путешественникам и ещё немецким принцессам. Кстати, Пётр I хотел перенять этот ритуал, но у него ничего не вышло. Ёлка в то время считалась символом поминального обряда».
В конце концов Дед Мороз стал почитаться как хозяин ёлки. Правда, его не сразу назвали этим именем. Было время, когда использовались другие варианты: Дедушка Николай, Ёлкич, добрый Морозко, рождественский дед, ёлочный дед.
«После того как люди определились с именем персонажа, сложились и его полномочия, и внешний вид, — рассказывает Ксения Пожарская. — Сначала Деда Мороза изображали в белой шубе и лишь потом стали изображать в синей.
Зимой он владычествовал на земле, раздавал подарки и развлекал детвору, а летом удалялся в сибирскую тундру — на север. Все атмосферные явления люди стали связывать с его проделками. А со временем был придуман ещё один новогодний персонаж, его внучка Снегурочка. Правда, тут возникает концептуальная неясность, ведь детей-то у Мороза нет, а внучка, получается, есть».
В чём отличия от Санты?
Присутствие внучки — одно из отличий нашего Деда Мороза от западного Санта-Клауса. Хватает и других.
«Например, европейский Санта напрямую связан со святым Николаем, его биография даже воспроизводится в обрядах волшебника. По преданиям, Санта-Клаус кладёт подарки в носок, но похожий факт есть и в житии святого Николая. А вот у Деда Мороза привычки класть подарки в носок нет, — объясняет Пожарская. — Ещё одно отличие — цвет шубы. Правда, сейчас Деда Мороза тоже стали одевать в красную шубу, но его родная имеет синий цвет. Наконец, он не путешествует на оленях, в отличие от Санта-Клауса».
Учёная напоминает, что Новый год как праздник стал популярен уже во времена СССР (до революции гораздо важнее было Рождество Христово):
«В XIX веке Новый год был исключительно детским праздником, но при этом дети понимали, что подарки им делают родители. Кстати, ёлку разными вкусностями наряжали только дети, так было принято. А полноценным символом Нового года Дед Мороз стал только в 1930-е годы. Именно тогда появилось постановление ЦК ВЛКСМ, где прописывалась вся обрядовая часть этого праздника».