Примерное время чтения: 8 минут
1893

Винтокрылая и особо скорая. Как вертолёты спасают жизни

«Москвич» № 4. Винтокрылая и особо скорая 07/09/2018

Вертолёты над Москвой — уже не редкость. На крышу здания на Фрунзенской набережной садятся машины Минобороны. В холодное время года с воздуха с помощью тепловизоров определяют, где имеются утечки тепла. Но есть среди пролетающих в небе винтокрылых машин и такие, которые ежедневно спасают жизни людей.

Зевакам в диковинку

День в разгаре. На площади у станции Лосиноостровской местный народ — пенсионеры да молодые неработающие мамы с детьми — снуёт по магазинам, решая свои хозяйственные дела. Ребёнок 7-8 лет, дёргая бабулю за рукав, призывает посмотреть в небо. Там вертолёт. И вот уже другие горожане останавливаются с поднятыми головами: вертолёт летит не мимо, а явно собирается сесть прямо здесь.

Сел — и тут же, откуда ни возьмись, к нему едет скорая. Любопытные окружили машины. Смотрят, как врачи из скорой передают больного на носилках врачам из вертолёта. Его тут же грузят — и машина поднимается вверх. Для зевак — диковинная сцена, для врачей — обычная работа.

И хотя Центр экстренной медицинской помощи, в котором сформированы авиабригады, и Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова — две разные организации (правда, одного Департамента здравоохранения Москвы), работают они слаженно, связываясь друг с другом по специальной радиотелефонной связи.

Когда скорой мало

В каких случаях скорой мало и требуется вертолёт?

«Важно соблюсти стандарты так называемого золотого часа при инсультах, инфарктах, острых хирургических патологиях, ожогах, травмах, ведь от этого зависят перспективы возвращения человека к полноценной жизни, — объясняет врач Василий Юданов. — И очень важно поторопиться, если помощь требуется детям».

Это — раз. Два — Новая Москва. Присоединение территорий, где пока нет стационаров широкого профиля, повысило востребованность санавиации. Два часа пути машины скорой помощи превращаются в несколько минут для вертолёта — почувствуйте разницу. Поэтому в Новой Москве площадок, где пациентов пересаживают в вертолёты, аж 24.

Скорая застряла в пробке — это три.

Ну а четыре — чрезвычайные ситуации. До того, как надеть форму с нашивкой «Центр экстренной медицинской помощи», врачи авиабригад поработали хирургами, анестезиологами и реаниматологами, дежурили на скорой. Этот опыт дополнило обучение на базе всероссийского центра медицины катастроф «Защита» по оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях с использованием авиационного транспорта. И теперь они имеют сертификаты врачей — организаторов здравоохранения.

«Когда мы прибываем на крупное ДТП или пожар, то до приезда бригад скорой не только оказываем помощь пострадавшим, но и проводим организационную работу — распределяем пациентов по тяжести их состояния, организуем эвакуационную петлю, то есть освобождаем пути для свободного въезда и выезда машин скорой», — рассказывает фельдшер Дмитрий Соколов.

Мегаполис за четверть часа

Вертолёт — это полноценный реанимобиль с двумя аппаратами искусственной вентиляции лёгких, дефибриллятором и диэлектрическими поверхностями, позволяющими выполнять кардиоразряды. На борт можно взять двух лежачих больных и одного сидячего. Чтобы пересечь весь мегаполис, который на земле кажется таким огромным, ему достаточно 12-15 минут. Полёты проходят на высоте 150 метров — это и для больных хорошо, потому что нет сильных перепадов давления, и вписывается в каноны организации воздушного движения над Москвой.

Сейчас в столице три медицинских вертолёта. Один из них дислоцируется на территории больницы № 15 им. Филатова, а два других — в аэропорту «Остафьево» (Новомосковский административный округ). Для них оборудована 31 площадка, но в принципе они могут сесть, если нужно, на любой освещённый участок, если в радиусе 10 метров от него нет препятствий.

В клиниках, куда доставляют пациентов бригады особо скорой воздушной помощи, конечно, оборудованы специальные площадки — помимо Филатовской больницы они есть в Институте им. Склифосовского, больницах им. Боткина, Иноземцева, Юдина, Жадкевича, Ерамишанцева, а также в детских стационарах — больнице им. Сперанского и НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Фото: Shutterstock.com/ Macrovector

Одна команда

Если в бригадах скорой в случае необходимости носильщиком становится водитель, то в авиабригадах — лётчик. Как и водитель, он должен предварительно заглушить двигатель. Лётчики — сотрудники вообще другого ведомства: Московского авиационного центра, который относится не к Департаменту здравоохранения, а к Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы. И тем не менее в воздухе и на земле все — единая бригада, в которой каждый чувствует себя ответственным за человеческие жизни.

И, чтобы технически работа этой бригады проходила тип-топ, на земле тоже есть помощники.

«Экипаж решает свою задачу, а мы свою», — говорит диспетчер отдела полётно-информационного обслуживания Сергей Кобзев. Он держит связь с дежурным синоптиком аэропорта «Остафьево» и отправляет на борт информацию о направлении ветра, температуре, влажности воздуха, видимости, ухудшении метеообстановки.

Зевакам медицинский вертолёт пока ещё в диковинку. Но среди пациентов уже встречаются бывалые. Как-то врачи уложили на носилки пожилую женщину и стали ей объяснять, что предстоит. «Летала, всё знаю!» — оборвала она их. Оказалось, что однажды эту женщину уже доставили на вертолёте в стационар и там успели спасти ей жизнь.

Переход на круглые сутки

За полгода вертолёты доставили в клиники 450 пациентов. До этого лета авиабригады несли дежурство 12 часов в сутки, но с 1 июня начались и ночные вылеты.

«Мы хотели посмотреть, нужны ли они, — говорит заместитель директора Центра экстренной медицинской помощи Сергей Гуменюк. — Посмотрели и убедились, что ночью вертолёты востребованы так же, как и днём. Проблемы у людей те же самые».

И теперь на постоянный круглосуточный режим переходят два вертолёта из трёх — те, что базируются в «Остафьево». Конечно, это сложнее прежде всего для лётчиков — по технике безопасности в ночные часы место для посадки выбирать нужно особенно тщательно. Но их квалификация позволяет работать по ночам.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах