Примерное время чтения: 6 минут
1079

Статус «доступен». Какие нововведения произошли в столичных поликлиниках?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Герои нашего времени 04/04/2018

Покорители

Оформить страховку могут все жители Москвы, имеющие российское гражданство и учётную запись на городском портале mos.ru или на федеральном сайте госуслуг.

«Раньше, чтобы оформить полис, приходилось лично приходить на приём в центр госуслуг или страховую медицинскую компанию вместе с пакетом необходимых документов, а спустя какое-то время возвращаться туда за полисом, - говорит председатель Комитета государст­венных услуг Москвы Елена Шинкарук. - Теперь пользователю достаточно одного посещения центра гос­услуг или страховой компании, чтобы иметь на руках готовый документ».

Для получения нового полиса надо выбрать его форму (бумажный или пластиковый), страховую компанию и приложить отсканированные документы. В течение суток в личный кабинет придёт временное страховое свидетельство, которое нужно распечатать и спокойно пользоваться им в течение месяца, пока не будет готов основной документ, который нужно забрать в заранее определённом учреждении.

Подобный опыт Москвы может быть полезен в регионах, где расстояния велики и трудно добраться до нужного учреждения. Подача заявки онлайн значительно экономит время и силы пациента. 

Всё придумали пациенты

Оформление медицинских полисов онлайн - всего лишь один из этапов реформ московского здравоохранения. Задача перемен, если сформулировать совсем просто, - помочь москвичам стать здоровее, а лечение сделать доступнее и качественнее. 

«В здравоохранении прошли серьёзные структурные реформы, - пишет мэр Москвы Сергей Собянин на сайте sobyanin.ru. - Вместо сотни разного качества больниц создано 35 крупных много­профильных стационаров. 450 маломощных поликлиник объединены в крупные амбулаторные центры, в которых работают от нескольких сотен до нескольких тысяч сотрудников. К ним прикреплены сотни тысяч пациентов».

Лечение большинства заболеваний начинается с поликлинического приёма, поэтому значительная часть претензий раньше была именно к поликлиникам - и в регистратуру, мол, очередь, и к специалисту записаться - целая история, и времени у врачей на людей не хватает... Сегодня в столице появилось такое понятие, как «московский стандарт поликлиники».

«Нетехнические нововведения в основном касаются организации процесса, - пояснял не раз руководитель столичного Департамента здравоохранения Алексей Хрипун. - Если коротко, то они направлены на то, чтобы жителям столицы при посещении поликлиники было максимально комфортно, чтобы они получали качественную медицинскую помощь и были удовлетворены результатом. В основу понятия «московский стандарт поликлиники» легли пожелания москвичей, высказанные ими в 2014 году в рамках краудсорсингового проекта «Моя поликлиника». Тогда 64 тыс. граждан приняли участие в проекте. Мы получили 27 тыс. предложений на тему того, как должна быть устроена поликлиника».

На практике «московский стандарт» выглядит следующим образом. Записаться к док­тору можно через Интернет, в городском кол-центре или в инфомате непосредственно в поликлинике. Реальное время ожидания в очереди сегодня составляет 10-15 минут (при нормативе 20 минут). Только несколько процентов пациентов проводят в очередях по 40-60 минут (в особых обстоятельствах). В поликлиниках установлено 4 тыс. камер - для наблюдения за очередями в том числе. Чтобы максимально высвободить время доктора для непосредственного оказания медпомощи, созданы сестринские посты, на которых можно измерить рост, вес, артериальное давление, получить справку или направление.  

Больные с острыми недомоганиями могут попасть к доктору без предварительной записи в день обращения - таких приёмов у дежурных врачей набирается 9 тыс. ежедневно.

Для маломобильных пациентов (их в Москве 40 тыс.) организована патронажная служба, в которой работают специально прикреплённые врачи и медсёстры. 

Совсем недавно мы и знать не знали, что такое врач общей практики и чем он отличается от обычного участкового. Сегодня в поликлиниках работают 3 тыс. таких врачей - это терапевты, прошедшие специальную переподготовку и умеющие решать часть проблем пациента, не отправляя его для этого к узкому специалисту. 

 

Знак качества

Значительные перемены коснулись и медперсонала. В столице заработало несколько проектов - «Московский врач», «Лидер.Мед», «Школа профессионального роста». 

«Проект «Московский врач» был инициирован мэром Сергеем Собяниным для того, чтобы мы могли протестировать врачей на высокое качество их подготовки, - пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. - Желающие получить статус московского врача сдают трудные экзамены. Они приближены к тем испытаниям, которые проходят наши коллеги в Европе». 

К теоретической части врачи готовятся самостоятельно, практическую отрабатывают в симуляционном центре больницы им. Боткина. Кстати, экзамен могут сдать не только московские врачи, но и медики из других регионов России. Пока в столице только 165 докторов получили высокий статус, хотя экзамены сдавало в 10 раз больше врачей. 

Название проекта «Лидер.Мед» говорит само за себя. «Старая система подбора главврачей, когда кто-то кого-то порекомендовал, больше не работает. Нужна открытая, понятная, доступная система подбора и подготовки кадрового резерва», - уверен С. Собянин. Сегодня от претендентов требуется умение анализировать информацию, решать проблемы, исходя из возможностей, подбирать кадры и управлять потоками пациентов.

В 2017 году в конкурсе приняли участие 6 тыс. претендентов, 60% из них люди в возрасте от 31 до 45 лет. По итогам конкурса было отобрано 300 человек, все они пройдут дополнительное обучение в Московском городском университете управления правительства Москвы. А для готовящихся стать медиками молодых людей - студентов старших курсов и ординатуры медвузов заработала «Школа профессионального роста». В течение четырёх месяцев ребята учатся по углублённой программе, а практические занятия проходят в больницах и поликлиниках, куда студенты скоро придут работать.

Подобный опыт организации работы и подготовки персонала может быть применим и в регионах - ведь результаты говорят сами за себя: это снижение количества вызовов «скорой помощи», экстренных госпитализаций, а по большому счёту - улучшение здоровья людей. 

Москва уже добилась в этой области определённых результатов - например, продолжительность жизни в городе по итогам 2017 года составила 78 лет. «Я никогда не говорю, что мы всё решили, - считает Л. Печатников, - но, конечно, сделали революционные шаги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах