Знать, чтобы жить спокойно
Тема дискуссии, состоявшейся 1 декабря в Центре современного искусства «Винзавод» при поддержке Департамента здравоохранения Москвы, была сформулирована так: «Международные тренды социальной рекламы по тематике ВИЧ/СПИДа: толерантность или предупреждение?».
«Это первое мероприятие за всю историю нашей деятельности, когда мы попросили прийти журналистов и экспертов в сфере рекламы, чтобы обсудить и посмотреть, что мы делаем в этой сфере, придать некий новый вектор этой работе, – обратился к участникам дискуссии руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом (МГЦ СПИД) столичного Департамента здравоохранения Алексей Мазус. – Мы, медики, умеем лечить. В столице выстроена эффективная система выявления больных. Тем не менее люди и в России, и во всём мире продолжают заражаться. Это значит, что мы обязаны и дальше транслировать москвичам информацию об опасности такого заболевания, как ВИЧ-инфекция, сохранять настороженность в отношении инфицирования».
Первичной профилактикой, то есть информированием, занимается государство, причём делает это очень активно.
«Двадцать лет занимаюсь созданием рекламы в этой области, – говорит режиссёр Тигран Бежанов, – и всё это время тренды менялись. СПИД для нашей страны менял форму, «вкус», «цвет». Мы тоже проходили разные пути и искали понятный язык подачи».
Но и сегодня, как 20 лет назад, тема остаётся актуальной. «Любая реклама, связанная с ВИЧ/СПИДом, всегда сложна, потому что это состояние, имеющее очень яркий социальный контекст, – продолжил режиссёр. – Здесь сталкиваются разные взгляды на мораль, на физику человека, на его духовность. Поэтому надо понимать подходы и знать, что кажется эффективным, что кажется разрешённым, а что – запрещённым».
В борьбу включились виртуальные лекторы
Во многом благодаря грамотной социальной рекламе отношение в обществе к этому заболеванию изменилось кардинально: от страха перед ним люди пришли к пониманию, что болезнь – это часть жизни и не стоит пугаться ВИЧ-инфицированных, оказавшихся рядом.
Чтобы был эффект, по словам Мазуса, нужно использовать разные каналы, форматы и стилистику: язык кино, дискуссии на публичных площадках, разнообразные формы социальной рекламы, а также самые современные интерактивные технологии.
«С этого года в борьбу со СПИДом включились даже виртуальные лекторы», – сообщил руководитель городского центра СПИДа.
Отрадно, отмечали участники дискуссии, что в профилактике учитываются психологические особенности людей разного возраста.
Очень непросто в обществе, где чёрное и белое поменялись местами, где гламур с его производными в тренде, быть услышанным по поводу социальных проблем. Но творческий поиск профессионалов дал яркие, заметные в мегаполисе плоды.
Врачи отметили, что эффективнее всего в Москве работает реклама на рекламных щитах и в Интернете.
«Как только появляется реклама, – пояснил заведующий отделением профилактики ВИЧ-инфекции МГЦ СПИД Тимур Бессараб, – в наш центр на «горячую линию» возрастает количество звонков и обращений на сайт центра. Проводимые ежегодно социологические опросы показывают высокую информированность москвичей по вопросам ВИЧ/СПИДа, а более 90% инфицированных знают свой диагноз».