Примерное время чтения: 7 минут
258

Скорая ускорится. В регионах закупают реанимобили и возрождают санавиацию

Сюжет Национальные проекты

Развитие экстренной медпомощи  один из приоритетов нацпроекта «Здравоохранение». Где не справляется наземный транспорт, спасает «крылатая» «скорая». Вертолётами доставляют больных в медцентры в Тульской, Курской, Волгоградской областях и на Алтае. 

Эпидемия COVID-19 показала, насколько важна отлаженная работа «скорой». Если пациент не может вовремя добраться до врача, то все самые передовые достижения медицины теряют смысл. Кстати, поправки в Конституцию в части медицины, которые будут вынесены на общероссийское голосование 1 июля, ещё жёстче закрепляют за органами власти всех уровней обязанность обеспечить доступную и качественную медпомощь вне зависимости от места проживания человека. «Органы местного самоуправления <...> в пределах своей компетенции обеспечивают доступность медицинской помощи»,  гласит текст поправки. Это значит: если человек живет в маленьком населённом пункте вдали от областного центра, у него должны быть такие же возможности получить бесплатно современную помощь, как и у жителей больших городов.  

Реанимация на колёсах

Безусловно, невозможно в каждой деревне построить современную больницу. Гораздо разумнее вовремя доставлять больных в региональные и областные многопрофильные центры, где есть все специалисты и необходимые исследования. Срок службы машин «скорой» при активной эксплуатации  примерно пять лет. А в некоторых регионах они служат по десять лет и больше. При этом любая поломка в пути  это риск для жизни пациентов. 

Ситуацию должен исправить нацпроект «Здравоохранение», запущенный в 2019 году. Благодаря помощи федерального центра, средствам из региональных бюджетов автопарки областных и районных больниц будут планомерно обновлять. Помимо обычных машин, необходимы реанимобили. В них есть всё, чтобы оказывать медицинскую помощь больных прямо в пути  выполнять сердечно-лёгочную реанимацию, проводить искусственную вентиляцию лёгких и интенсивную терапию. В частности, 12 новых машин, в том числе два современнейших реанимобиля, появились у скоропомощной медицины Екатеринбурга. «После установки системы Глонасс все эти машины отправились на вызовы, в том числе и для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19»,  отметил главный врач Станции скорой медицинской помощи Екатеринбурга Игорь Пушкарев. Всего же в городе ежедневно выезжают на вызовы 139 машин «скорой», в том числе 31 машина компании-аутсорсера. 

В Якутию в рамках нацпроекта поступила первая партия из трёх реанимобилей, на очереди поставка ещё восьми. Для помощи людям, живущим в труднодоступных территориях, такие машины просто необходимы. Их распределят между тремя районами республики  Вилюйским, Ленским и Мирнинским. 

Помощь в небе

Там, где нет дорог, или когда нужно максимально быстро доставить пациента из отдалённого населённого пункта в специализированную больницу, поможет санавиация. Развитие санитарной авиации  один из приоритетов нацпроекта «Здравоохранения». Только в 2020 году будет построено 78 вертолётных площадок. А число пациентов, которых медики смогут эвакуировать санавиацией, превысит 10 тыс. в год. Например, на Алтае только за первые пять месяцев 2020 года вертолётами доставили в больницы 60 пациентов, в том числе семерых детей. Хотя ещё несколько лет назад в год совершалось не больше пяти вылетов, а значит, рассчитывать на такую помощь могли всего несколько человек. Вертолётная площадка располагается в городе Горно-Алтайск. Полёты осуществляются на медицинских вертолётах МИ-8МТВ-1. Как и машины «скорой», вертолёты оснащены реанимационным оборудованием. Для работы на них медики проходят специальное обучение. 

Обычно считается, что санавиация должна работать где-нибудь в Сибири и на Дальнем Востоке, в горных и труднодоступных районах, куда на машине большую часть года не добраться. Однако в последнее время всё чаще санавиация доказывает свою эффективность и в европейских регионах страны, ведь чем быстрее пациент будет доставлен в больницу, тем меньше вероятность осложнений, которые потребуют потом дорогостоящего лечения и реабилитации. К примеру, если у человека инфаркт или инсульт, решающий фактор для спасения  скорость, и здесь у авиации явное преимущество. Наконец, автомобиль может застрять на плохой дороге, попасть в пробку. У санавиации таких ограничений нет. Воздушная транспортировка может понадобиться новорождённым младенцам, беременным с опасными для жизни осложнениями, пациентам с черепно-мозговыми и другими тяжёлыми травмами. 

Яркий пример такого эффективного применения санавиации в обычных, казалось бы, условиях  тульская медицина. В Тульской области в этом году санитарный вертолет территориального центра медицины катастроф 46 раз вылетал на помощь тяжелобольным. Чаще всего на юго-восток и юго-запад региона. Воздушная «скорая» активно работала в Белёве, Богородицке, Алексине. Больше всего больных детей эвакуировали в областной центр из Ефремовского района. Вертолётная площадка располагается в Туле на территории областной клинической больницы. Рядом ещё два ведущих медицинских центра  детская областная клиническая больница и областной перинатальный центр. Здесь ежедневно дежурит легкомоторный вертолёт отечественного производства «АНСАТ». На борту есть всё для оказания неотложной помощи во время полёта: устройство для мониторинга давления, пульса, сердечного ритма, насыщения крови кислородом, медикаменты, термоодеяло и кислородный баллон для искусственной вентиляции легких. Вертолет позволяет перевезти одного лежачего пациента или двух сидячих. Благодаря небольшим габаритам он может совершать посадку позволяют даже посреди трассы. Авиамедицинская бригада состоит из врача анестезиолога-реаниматолога и фельдшера скорой помощи.

В Курской области благодаря нацпроекту санавиация вновь заработала после перерыва в шесть лет  там появился новый вертолёт с полным медицинским оборудованием. Для работы на нём два врача анестезиолога-реаниматолога (взрослый и детский) и две медсестры-анестезиста областной больницы прошли обучение во Всероссийском центре медицины катастроф «Защита». Одним из первых пациентов воздушного судна стал мужчина, которому оторвало руку косилкой во время работы в поле. В Фатежской ЦРБ ему провели протезирование сосудов и металлоостеосинтез костей предплечья. Как только состояние больного стабилизовалось, его доставили вертолётом в областной центр. Так что мужчине удалось сохранить руку. 

В Волгоградской области благоприятные погодные условия позволили санавиации открыть сезон уже в начале февраля. За это время вертолёты доставили в больницы почти сотню пациентов из 20 муниципальных районов. Больше всего из Камышинского района и города Михайловка. И только в мае воздушная эвакуация позволила спасти жизнь и здоровье 24 жителей области. Большинство пациентов были доставлены в ведущие медучреждения области с диагнозом инфаркт (56 человек), 13  после ДТП. Остальных транспортировали с обострениями хронических заболеваний, отравлением, ожогами и бытовыми травмами. В числе спасенных  11 детей.

В Волгограде, как и в Туле, работают вертолёты «АНСАТ».  Первые машины область получила от федерального центра ещё в 2017 году. Вертолётные площадки сейчас есть во всех муниципальных образованиях, а до конца 2020 года будут построены ещё три в Камышине, Урюпинске и Волжском. 

Задачу по повышению доступности и качества медицинской помощи жителям всех населенных пунктов Волгоградской области поставил губернатор Андрей Бочаров. Поэтому в регионе продолжается активная модернизация межрайонных медицинских центров для создания единой современной пациент-ориентированной системы здравоохранения. И возрождение санавиации, обновление службы экстренной помощи  важная составляющая этой работы. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах