Первичное медицинское звено — это главным образом те самые поликлиники, куда люди прежде всего обращаются со своими проблемами со здоровьем. Повод для визита в поликлинику и сам по себе радости не добавляет, а тут еще, как правило, длинные очереди в регистратуру и томительное ожидание приема врача, необходимость манипулировать ворохом заключений, снимков и результатов анализов, да еще и опасность получить в довесок к собственным проблемам какую-нибудь инфекцию вроде того же гриппа, например, потому что заболевшие им стоят в тех же очередях. В результате именно работа поликлиник традиционно вызывает наибольшие нарекания пациентов.
Исправить ситуацию можно лишь приложением комплексных, скоординированных усилий. Ведь речь идет не об отдельных образцовых лечебницах, а об обычных районных поликлиниках по всей стране. Превращение поликлиник в современные учреждения, комфортные для врачей и пациентов, потребовало и совершенствования технологических процессов, и повышения квалификации врачей, и внедрения самых передовых цифровых технологий. Всё это, конечно, — дело не одного дня, но процесс уже запущен и его первые результаты обнадеживают специалистов и радуют пациентов.
Бережное отношение ко времени и к здоровью
Один из проектов, призванных изменить ситуацию в поликлиниках, пришел из теории управления. В 50-х годах прошлого века руководство «Тойоты», решая задачи сокращения непроизводственных потерь и повышения качества, заложило основы новой концепции управления — «бережливое производство». Разработанные тогда подходы распространились по всему миру и проникли в разные сферы человеческой деятельности, в том числе — и в медицину. «Бережливое здравоохранение» направлено на оптимизацию работы медучреждений с целью сокращения действий как медицинского персонала, так и пациентов, не связанных непосредственно с оказанием медицинской помощи.
Проект Минздрава, получивший название «Бережливая поликлиника», призван сберечь время, силы и нервы и врачам, и пациентам. Для этого он устраняет лишнюю отчетность, хождение по кабинетам, сидение в очередях — и высвобождает время для непосредственного общения врача с пациентом. В ходе проекта, как объяснила в интервью СМИ министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в каждой поликлинике «выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы — организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу». Кроме того, в поликлинике изменяются расположение и планировка кабинетов, создается удобная навигация, формируется «доступная среда» для маломобильных граждан.
Для работы в регистратуре и на других участках поликлиники, где нужно взаимодействовать с посетителями, подбираются доброжелательные и стрессоустойчивые люди. Для этого вводится психологическое тестирование и проводятся тренинги. Созданию новой атмосферы способствует и вводимый дресс-код: форменные халаты, эмблемы, косынки.
Инициированный Управлением Президента по внутренней политике пилотный проект «Бережливая поликлиника» реализуется Минздравом с участием ведущих специалистов ГК «Росатом». В 2017 году проект охватил более 300 поликлиник в 40 регионах России. Результаты, полученные в пилотных поликлиниках, наглядно показывают, как будет выглядеть российская поликлиника самого ближайшего будущего. Оптимизация организационных процессов позволяет сократить время ожидания пациентом очереди в регистратуре в 4 раза, практически полностью избавиться от очередей у кабинета врача и процедурного кабинета: время ожидания здесь сокращается в разы, до 10-12 минут. И самое главное — в два раза увеличивается время работы врача непосредственно с пациентом.
Технологии и стандарты, разработанные и оправдавшие себя в ходе пилотного проекта «Бережливая поликлиника», легли в основу приоритетного проекта Правительства РФ «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», в рамках которого к 2020 году в 2000 поликлиник страны будут реализованы подходы «бережливого здравоохранения»
Цифровое будущее
Оптимизировать организационные процессы в медицине сегодня невозможно без широкого внедрения информационных технологий. Современные IT-системы позволяют решить множество проблем. Начиная с записи на прием к врачу, которая сегодня возможна и по интернету, и по телефону, и через инфомат в поликлинике, и по старинке в регистратуре, как более привычно старшему поколению.
Переход на электронный документооборот и сокращение бумажной документации высвобождает время и врачей, и пациентов. Единые региональные информационные системы объединяют системы медицинских организаций и создают централизованный архив цифровых медицинских изображений. «Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами, — поясняет Вероника Скворцова. — Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Всё фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике».
Сейчас в государственном секторе российского здравоохранения, где работает 540 тыс. врачей, уже создано более 500 тыс. автоматизированных рабочих мест. В текущем году через личный кабинет пациента на Едином портале госуслуг граждане получат доступ к своей интегрированной электронной медицинской карте и медицинской документации. Ближайшие же перспективы использования современных информационных технологий в медицине вообще похожи на научную фантастику. В компьютерах специалистов профильных клиник скоро появится система автоматизированной поддержки принятия врачебных решений с использованием элементов искусственного интеллекта. Благодаря такой системе «компьютер сам подсказывает поля для диагностики и на основе внесённой информации подсказывает алгоритмы дальнейших действий — в плане и тактических лечебных (что нужно и как провести), и дополнительного обследования», — рассказала Вероника Скворцова. «Мы хотим начать с двух направлений...— это онкология (приоритетное направление особой значимости) и неонатология [раздел медицины, занимающийся здоровьем новорожденных и младенцев — ред.], после которых мы уже будем подключать фактически все профильные медицинские направления».
Кадры решают и будут решать всё
Информационные технологии могут очень помочь врачам, но не заменить их. Кадровый вопрос в медицине на обозримую перспективу останется центральным. Поэтому на повестке дня Минздрава остаются задачи устранения кадрового дефицита и повышения уровня квалификации врачей, которые сами по себе требуют всестороннего и системного подхода.
Так, проблема дефицитных специальностей решается за счет плановых заданий медицинским вузам, составленных на основе расчета потребности регионов и отдельных муниципальных образований во врачебных кадрах. Введена и расширяется система контрактно-целевой подготовки. Программа «Земский доктор» предоставляет молодым врачам, выбравшим работу в малых населенных пунктах, бесплатное жилье и «подъемные».
Происходят структурные преобразования в медицинском образовании. Завершилось внедрение новых государственных образовательных стандартов третьего поколения, более ориентированных на реальную врачебную практику. С 2016 года поэтапно вводится новая система допуска к профессиональной деятельности — аккредитация, основанная на независимой оценке качества подготовки специалистов экспертами практического здравоохранения по единым федеральным оценочным критериям. Вместо устаревшей системы повышения квалификации создана современная система непрерывного медицинского образования, для которой создаются ресурсы дополнительного очного и дистанционного образования с учетом как планов самих врачей, так и востребованности соответствующих компетенций в системе здравоохранения. Получение дополнительного образования — необходимое условие прохождения врачами каждые 5 лет регулярной реаккредитации.
Прогресс налицо
Как видно, большинство процессов обновления, запущенных Минздравом, сейчас, что называется, «в самом разгаре», но их результаты уже заметны посетителям поликлиник. Как показал социологический опрос, проведенный в конце 2017 года Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения, улучшение доступности фельдшерской и первичной врачебной помощи отмечают 59,10% респондентов, определившихся с ответом, в том числе — 61,73% сельских жителей, профилактической помощи — 67,37%, в том числе — 61,62% сельских жителей. Улучшение отношения персонала медицинских учреждений к пациентам отметили 56,97%, санитарно-гигиенических условий и комфортности пребывания в медицинских учреждениях — 66,68% респондентов, определившихся с ответом.
Таким образом, большинство наших граждан отмечает положительную динамику в работе поликлиник. При этом оценка личного опыта более позитивна, чем оценка состояния здравоохранения «вообще». То есть реальный опыт взаимодействия с системой здравоохранения постепенно вытесняет негативные стереотипы.