Настоящие врачи — это люди, фанатично преданные своему делу. У многих из них работа является и призванием, и хобби. Один из таких докторов — заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор, обладатель почетного звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» Карен Егиазарян. Aif.ru побеседовал с ним об отношении к профессии, увлечении изобретательством, а также о настоящем и будущем отечественной медицины.
Каторжный труд
Елена Нечаенко, aif.ru: — Карен Альбертович, как вы успеваете совмещать столько работ: врач, преподаватель, организатор здравоохранения, изобретатель?
Карен Егиазарян: — Я провожу на работе много времени и не разделяю эти ипостаси. И поочередно бываю и тем, и другим, и третьим, исходя из текущей ситуации.
— А на что-то еще время остается? Расскажите о своем хобби? Кухня, спорт?
— Только работа! Врач — это «раб на галерах». Это тяжелый, можно сказать, каторжный труд. Но не по принуждению, а по призванию. Это очень благодарное дело — помогать людям. Врач обязан быть ко всем пациентам внимателен, ведь он становится частью их судьбы.
— С чего все началось? Как вы решили стать врачом и почему именно травматологом?
— Желание стать врачом и помогать людям у меня с раннего детства. В три года я получил сильный ожог правой голени. Врачи в местной больнице даже хотели ампутировать мне конечность, но благодаря настойчивости моей мамы ногу удалось спасти. Видимо, это и стало определяющим в выборе профессии.
А в травматологию я пришел на третьем курсе, когда начал посещать дежурства, и с тех пор верен этой специальности. По моему мнению, травматология и ортопедия — одна из самых интересных, творческих специальностей в медицине.
— Чего в медицине, на ваш взгляд, больше: науки или искусства?
— В ней есть то и другое. Общение с пациентом — это искусство. Здесь нет четких правил. Это сфера эмоций, чувств. Да и процесс лечения для каждого пациента — уникален, поэтому оказание помощи — это искусство! Для меня наука в медицине появляется тогда, когда разговор идет не о личности пациента, а о целой группе пациентов. Здесь уже мы используем различные характеристики, что-то с чем-то сравниваем, пытаемся понять закономерности течения процессов, оцениваем эффективности методик — в таком случае это перетекает из искусства в науку.
— Опишите свой обычный день, с его радостями и трудностями.
— Мое утро начинается с врачебной конференции. Далее приходится в течение дня решать вопросы по оказанию медицинской помощи сразу нескольким пациентам: необходимо проводить серьезный контроль за ходом их обследования и лечения. Силы придают слова благодарности от пациентов. Самое лучшее в профессии — это видеть их довольными и улыбающимися, когда они уже прошли полноценное лечение и полностью реабилитировались.
Врач — интеллигентная профессия
— Какой вы как преподаватель: строгий или добрый? Чему, помимо профессии, вы учите своих студентов? И как понимаете, из кого выйдет толк, а из кого — вряд ли?
— Я довольно требовательный руководитель и педагог. С первого знакомства мои студенты понимают, что им предстоит не только осваивать дисциплину, но и держать «марку». Врач — это высокоинтеллектуальная и интеллигентная профессия. И у тех, кто ее выбрал, обязательно должны быть определенные личные качества, умения. В частности, это касается умения соблюдать этические нормы и быть примером во всем — внешнем виде, поведении. Конечно, студенты приходят в вуз набраться знаний, опыта. Но важно и вести себя достойно. Для меня они — уже не дети, а полноценные медицинские работники. И они сразу это понимают и очень сильно это ценят. Когда преподаватель уважает достоинство студента, относится к нему доброжелательно, то тот раскрывается. Появляется желание к более открытому диалогу. В ходе общения, работы сразу видно, в чем талантлив тот или иной студент, ординатор или аспирант. И если он готов не только получать, но и отдавать — то он обязательно вырастет в ту самую личность, которая сможет достигнуть больших побед.
— Много ли вам приходится заниматься самообразованием?
— Да, непрерывно. И с каждым новым годом открываются новые горизонты, и возникают все большие потребности в знаниях. А приобрести соответствующие компетенции можно только при постоянном образовании и личностном росте. И это тоже является частью самореализации и приносит удовлетворенность нашей профессией.
— Как стать хорошим врачом, помимо того, что нужно хорошо учиться?
— Конечно, в первую очередь нужно получить отличное базовое образование. Важно полностью отдаваться учебе в течение 6 лет, не считая какие-то предметы важными, а другие — бесполезными. Все может в жизни пригодиться. Важным считаю подготовку к научной деятельности уже во время получения образования. Необходимо принимать участие в студенческих научных кружках, делать публикации, выступать на конференциях. Очень полезным являются дежурства, во время которых можно получить базу для своих практических навыков. Советую не забрасывать изучение иностранного языка. На сегодняшний день знание английского языка способствует получению наиболее актуальной информации в области мировой медицины.
Доктор должен быть любознательным, жадным для знаний, постоянно развиваться в личностном и профессиональном плане. Самое главное — честно и преданно относиться к своей работе!
Высокие технологии входят в практику
— Что сейчас больше всего радует в отечественной медицине?
— Меня радует искреннее желание, с которым приходят к нам новые ординаторы для изучения специальности. Они с таким интересом учатся, с такой самоотдачей работают в коллективе, что можно только удивляться. Видя эту мощь, это горение, понимаешь, что медицина обязана процветать и у нас впереди самое лучшее будущее.
— Какой, по вашему мнению, станет медицина будущего (травматология, в частности)?
— Будущее — за интеграцией высоких технологий в практическую медицину. Это и современные компьютерные программы, и высококлассное оборудование, и высокотехнологичные операции. Надеюсь, что вырастет доступность помощи населению не только в крупных городах, но и во всех отдаленных районах нашей России.
— Работа врача — тяжела и физически, и психологически, а значит, высок риск профессионального выгорания. Вы с этим сталкивались? И если да, то что вам помогало восстанавливаться?
— Нет, от выгорания меня спасает смена деятельности — я и врач, и преподаватель, и организатор. Кроме того, вокруг работает команда единомышленников, которым можно делегировать полномочия без риска снижения качества исполнения любого из поручений.
В наше время необходимо решать много задач, и это, конечно, требует огромных усилий. А снять напряжение после трудной работы помогает общение с коллегами. Поэтому так важны добрые дружественные отношения в коллективе. Приятно приходить в родной коллектив, к тем, на кого можно положиться. Помимо профессиональных интересов, мы можем с ними слегка затронуть и личные темы, пошутить, попить чайку. Добрые человеческие отношения позволяют разрешать все трудности.
От идеи до воплощения
— Вы же еще и заслуженный изобретатель РФ. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей жизни, как к вам приходят идеи новых разработок и с какими сложностями сопряжена эта деятельность?
— Моя изобретательская деятельность началась в аспирантуре, когда идея по теме диссертации была воплощена в первый патент.
В ходе повседневной работы часто возникает уникальная идея. Но чтобы реализовать ее, воплотив во что-то материальное, сначала необходимо произвести патентный поиск аналогов и при отсутствии таковых — изложить идею на бумаге. После этого начинается оформление заявки на патент. Путь от идеи до воплощения в патент требует интеллектуальных усилий и достаточно тернист, но увлекателен. Моя работа в этом направлении продолжается с большой интенсивностью. Сейчас у меня уже 45 патентов на изобретения. И это не предел. Например, у моего старшего коллеги, на которого можно равняться, — травматолога-ортопеда академика РАН Геннадия Петровича Котельникова, на сегодня более 120 патентов.
— Какие ваши изобретения — самые востребованные?
— Я — не одиночка, а активно работаю с командой исследователей — сотрудников кафедры. Наши изобретения охватывают многие разделы травматологии и ортопедии. Сейчас мы занимаемся новыми технологиями в хирургии плечевого и локтевого суставов. Также большое внимание уделяем направлению детской травматологии и ортопедии. Но можно с уверенностью сказать, что все наши изобретения являются актуальными и востребованными и активно применяются в реальной клинической практике.
— Какие у вас сейчас планы в профессии и жизни?
— Дописать очередную книгу.