Медицинский поверенный, или страховой представитель, – новый представитель страховой медицинской организации в системе ОМС. Он возьмёт на себя и ликбез, и защиту прав, и даже наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями. Приобретение для системы медпомощи весьма ценное – если только недофинансирование и другие факторы не превратят работу страхового поверенного в формальность.
А машина – важнее?
Первых специалистов новой профессии уже готовит Первый МГМУ имени Сеченова: курсы для будущих поверенных заработали в начале апреля. Всё то, чем будет заниматься страховой представитель, по сути, обобщение положительного опыта энтузиастов медстрахования. Перевод профессиональных открытий в статус закона: в ближайшее время в законодательство об ОМС должны внести необходимые изменения.
Зачем нужен медицинский страховщик? На этот вопрос ответит не каждый. «Когда у вас в семье есть полис ОСАГО, вы знаете всё об автомобильном страховании. А в ОМС хорошо, если можете правильно назвать страховую компанию», – с горькой иронией замечает зампредседателя Федерального фонда ОМС Светлана Карчевская. Больной не верит, что страховая компания может ему помочь. А возможность пожаловаться на врача и вовсе кажется безрассудной: к этому доктору, в эту поликлинику потом всё равно придётся идти.
Ликбез – пациентам!
У некоторых страховщиков получилось опровергнуть старый стереотип. Они предложили заболевшему человеку реальную помощь. Пока что консультативную, но всё же… Красноярская компания «Медика-Восток» не первый год напоминает своим застрахованным о диспансеризации. Как ни странно, пациент откликается: например, в 2013 году на медицинский осмотр пришли больше 50% из тех, кому звонила страховая компания.
Магнитогорский «Астра-Металл» разрабатывает мобильное приложение для пациента. Программа напомнит о приёме врача, о медосмотре, посоветует спросить, как правильно принимать лекарство… Директор компании Антон Панов убеждён: медицинской помощи просто необходима помощь электроники! Компьютерный личный кабинет спасёт больного от очередей в кабинет доктора.
Ещё одно полезное дело – памятки для пациентов. На что имеет право человек, попавший в стационар? О чём нужно знать перед обследованием? Сколько придётся ждать медицинской помощи и какие сроки для неё установил закон? Ответов на эти вопросы многие не знают. И медицинский ликбез в виде брошюрок как нельзя кстати. 80 миллионов памяток раздал пациентам в 2015 году «Согаз-Мед». Свои памятки составляет и «Медика-Восток», и ряд других страховщиков…
От оргвопросов до медосмотра?
На должность медицинских поверенных планируют привлечь и докторов. Врачам-экспертам предлагают самый высокий – третий – уровень новой специальности. Им поручают не только медицинскую экспертизу, но и наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями. Контроль лечащего врача будет исключительно добровольным – только с согласия болеющего человека. Страховые представители третьего уровня начнут работать с 1 января 2018 года. Второй и первый уровни заработают раньше. Ориентировочная дата – 1 июля 2016‑го.
В некоторых регионах – Санкт-Петербурге, Свердловской области, Тюменской области – целевые экспертизы заболеваемости проводят уже сейчас. «Инфаркт или инсульт случается не внезапно, пациент проходит путь к этой катастрофе. Можно развернуть историю болезни на 3–7 лет назад и посмотреть, кто автор «успеха», – замечает директор территориального фонда ОМС Свердловской области Валерий Шелякин. Региональный опыт пока остаётся пилотным проектом для здравоохранения.
Страховые представители второго уровня начнут решать организационные вопросы – а это маршрутизация пациентов, контроль над процедурой диспансеризации, работа с жалобами. Интересно, что жалоба в страховую компанию ещё не означает, что больного направят к тому же доктору и в ту же поликлинику. Страховщик может предложить и другого врача, и даже другую медицинскую организацию… В больших городах право на выбор реализовать легче. Но стоит ли опускать руки в борьбе за жизнь и здоровье, даже если до медицины сто километров?
Медпульт поможет… сэкономить
На первом уровне страховые представители будут консультировать застрахованных по телефону, напоминать им о предстоящей диспансеризации и спрашивать пациентов о качестве оказанной им медицинской помощи.
Трёхступенчатая система страховых поверенных могла бы развернуть здравоохранение лицом к пациенту. Чтобы идея не разбилась о недофинансирование, системе ОМС стоит перенять опыт добровольного медстрахования, считает независимый эксперт Андрей Рагозин. А именно медицинские пульты, которые помогают и врачу, и больному, и бюджету. И государственная, и частная медицина платят за то, что пациент ищет доктора методом проб и ошибок. А врач на телефоне медицинского пульта может сразу объяснить, куда лучше обратиться за лечением.
Доктор пока рядом
От недофинансирования ОМС страдают даже частные клиники, включившиеся в программу «Доктор рядом». Как замечает президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы Александр Грот, за больного, пришедшего без направления, негосударственным докторам попросту не платят. Это очень напоминает погружение «скорой помощи» в обязательное медстрахование. Когда спасение пациента без полиса стало оказываться бесплатным для врачей «03».
С января 2015-го московская медицина находится на подушевом финансировании. За каждого пациента, сменившего медучреждение, с поликлиники вычитают деньги. Так государственное и частное здравоохранение, вместо того чтобы помогать друг другу, оказались в условиях жёсткой конкуренции. И если не пересмотреть условия проекта «Доктор рядом», предупреждает Александр Грот, то инициатива, которая могла стать спасительной, попросту канет в Лету.
Чего хочет… медицина?
Пациенты жалуются на настойчивые предложения платных услуг в государственных медучреждениях. Врачи – на условия работы и размеры тарифов ОМС. И ещё пока никто не отменял такое понятие, как «необоснованная госпитализация». На здравоохранении регулярно пытаются сэкономить, но… почему-то не пытаются понять, как сэкономить эффективно и безопасно. Не только для пациента, но и для бюджета.
«Никто не знает ни реальную себестоимость медицинских услуг, ни состояние здоровья населения. Насколько я помню, последнее исследование проводили в конце 1980‑х годов. Всё, что нам известно, – это параметр под названием «обращаемость, – поясняет Андрей Рагозин. – А обращаемость не всегда совпадает с заболеваемостью: в районе не было офтальмолога, и заболеваний глаз там тоже не наблюдалось. А когда появился глазной врач, «неожиданно» обнаружились и глазные болезни».
Подключить всех
Почему больной не приходит к врачу? Отвечать на этот вопрос не всегда должна медицина. «Здравоохранение влияет на здоровье человека лишь на 25–30%, и правильнее называть его не здравоохранением, а системой оказания медицинской помощи, – комментирует советник генерального директора «СОГАЗ-Мед» Людмила Романенко. – К системе медпомощи нужно подключать всех, кто может повлиять на неё: я за то, чтобы в процесс были включены и работодатели. Чтобы они выделяли своим сотрудникам оплачиваемый день диспансеризации и такая обязанность была закреплена законом. Страховая компания повлиять на работодателя никак не может…»