Жители России получают амбулаторную медицинскую помощь в новом формате: в ходе реализации нацпроекта «Здравоохранение» работа поликлиник строится по принципу бережливого производства.
Это целый комплекс мер, направленный на сокращение потерь при оказании медицинской помощи и отказ от действий и средств, которые не несут ценности для пациента. Новая модель оказания медицинской помощи тиражируется в 72,2% учреждений. Условия для комфортного пребывания детей и родителей созданы почти во всех детских поликлиниках.
«Внедрение бережливых технологий позволяет сократить для пациентов время ожидания медицинского обслуживания, исключить лишние визиты и перемещения по поликлинике, обеспечивает быстрый поиск необходимой информации, облегчает запись на приём и получение результатов оказания медицинской помощи, — поясняет директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Екатерина Каракулина. — Для работников медицинской организации эти меры позволяют повысить эффективность и результативность своей работы за счет создания эргономики рабочего пространства, стандартизации работы, использования “цепочек помощи” при возникновении нестандартных ситуаций».
Как следствие, применение бережливых технологий значительно снижает число конфликтных ситуаций между пациентами и медицинскими работниками.
Быстрая вакцинация
«В Санкт-Петербурге внедрение бережливых технологий в медучреждениях началось уже давно — в 2017. Меры были направлены на устранение разного рода временных потерь — сокращение ожидания записи на приём, ликвидацию очередей в регистратуре и перед кабинетом врача», — вспоминает председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Дмитрий Лисовец.
В 2019 году все 75 детских и 35 взрослых поликлиник в городе перешли на новую модель работы. Бережливые технологии в медицине приобрели особую актуальность во время пандемии коронавируса. Под новые реалии потребовалось перестроить работу почти всех учреждений здравоохранения.
В Санкт-Петербурге в городской поликлинике № 10 Красногвардейского района запустили пилотный проект «Вакцинация». Специалисты проанализировали состояние кабинета вакцинации, обозначили меры по его улучшению и конечные цели — в частности, выбрали схему расстановки персонала, организовали электронную запись, разработали навигацию и утвердили стандарт организации пункта вакцинации. В проекте применялись методы стандартизации и цифровизации процессов. Благодаря новому формату работы пропускная способность пункта вакцинации увеличилась до 271 пациента в день: до запуска проекта в пункте прививали 30 человек.
«По итогам 2021 года количество медицинских организаций, которые стали применять бережливые технологии, достигло 211. Это все взрослые и детские поликлиники, к ним стали присоединяться консультативно-диагностические центры и амбулаторно-консультативные отделения больниц, — рассказывает Дмитрий Лисовец. — Это непрерывный процесс, и количество участвующих в проекте медицинских организаций увеличивается. А для учреждений, которые уже стали участниками, стоит задача по удержанию достигнутых результатов».
Масштабные работы
В Ульяновской области проект «Бережливая поликлиника» реализуется в 48 подразделениях, которые оказывают первичную медицинскую помощь. Проект направлен на создание доступной среды для пациентов, в том числе для маломобильных граждан. По программе модернизации первичного звена здравоохранения в поликлиниках проводятся ремонтные работы с учётом внедрения новой модели оказания медицинской помощи: создаются открытые регистратуры, зоны для ожидания приёма, удобная организация пространства, разделение потоков пациентов.
«С 2021 года Министерство здравоохранения Ульяновской области при поддержке Госкорпорации “Росатом” внедряет инструменты бережливого управления в поликлиниках. Они позволяют сокращать очереди, ускорять сдачу и получение результата лабораторных исследований, упрощать запись к терапевту и обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов. Проект успешно зарекомендовал себя, однозначно продолжим его реализацию во всех поликлиниках региона», — отметил министр здравоохранения Ульяновской области Александр Гашков.
В регионе завершился первый этап капремонта поликлиники Кузоватовской районной больницы — работы провели в ходе реализации нацпроекта «Здравоохранение». По региональной программе модернизации первичного звена был сделан ремонт на третьем этаже поликлиники для взрослых районной больницы, до 2024 года планируется отремонтировать 4-й этаж и фасад здания. Оно было построено в 1989 году и, по словам главного врача Надежды Бобровой, ремонтируется впервые.
Работы по капремонту провели масштабные: полностью заменили сантехнику, окна и двери, сделали перепланировку кабинетов УЗИ и фиброгастродуоденоскопии, закупили новую мебель и выполнили внутреннюю отделку помещений. Для более доступной логистики внутри поликлиники были внедрены принципы бережливого производства.
Безопасно и надолго
Ремонт в стоматологической поликлинике на Ленинградском проспекте в Кемерове не проводили с 1985 года. В 2021 году стартовали работы по обновлению учреждения. К нынешнему моменту отремонтировали входную зону, оборудовали современную регистратуру, создали электронное расписание, установили телеэкраны, на которых транслируется видеозапись с обзором технологий, применяемых в поликлинике. Также оборудовали комнату матери и ребёнка, отремонтировали прачечную, гардеробы для пациентов и персонала, туалет.
При ремонте используются долговечные негорючие материалы, которые отвечают всем нормам пожарной безопасности. Благодаря новой навигации ориентироваться в здании поликлиники стало гораздо удобнее. В каждом лечебном кабинете установлено новое стоматологическое оборудование, рециркуляторы воздуха, автоматизированные рабочие места для сотрудников.
Пациенты оценили
В рамках реализации программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» продолжается капремонт с использованием бережливых технологий в детской поликлинике № 2, которая входит в состав Кузбасской областной детской клинической больницы им. Ю. А. Атаманова.
В учреждении обновляется медицинское оборудование: приобретены УЗИ-аппараты экспертного класса, офтальмологическое оборудование, ЛОР-комбайн.
Спланирована удобная просторная зона ожидания, где есть диваны, столики для пеленания малышей, колясочная. Благодаря перепланировке удалось оптимизировать и внутреннее рабочее пространство помещения, создать открытые регистратуры, где сотрудник общается с пациентом, не отвлекаясь на телефон: теперь все звонки поступают в колл-центр.
Перепланировка и создание отделения неотложной помощи с отдельным входом позволили развести потоки пациентов на больных и здоровых, что особенно важно в период пандемии. Удалось усовершенствовать маршрутизацию пациентов,сократив риски инфицирования. Организована доступная среда для маломобильных жителей: вход оснащён пандусами, колясочными.
«Пациенты, конечно, уже оценили такие перемены.У нас организован отдельный вход и запись детей на определённое время — это позволяет распределить потоки пациентов на больных и здоровых, сократить время ожидания в очереди, а значит, и время пребывания в поликлинике, — отмечает и. о. главного врача Кузбасской областной детской клинической больницы имени Ю. А. Атаманова Наталья Лячина. — Экономия времени, яркие стены, интерактивные зоны для детей, понятная навигация для пациентов — в своей работе мы ориентируемся на людей. Учитывать потребности пациентов и бережно относиться к их времени — наши первостепенные задачи».