Как попасть на лечение в федеральную медорганизацию?
С 2021 года изменился порядок направления пациентов в федеральные медицинские организации для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Для пациентов это означает, что получить специализированную медпомощь в федеральных медицинских организациях (ФМО) стало проще. Сегодня на территории страны таких учреждений 329, медпомощь в них оказывают по 38 профилям. Лечение в федеральных медицинских организациях будет оказываться в условиях круглосуточных и дневных стационаров.
Медицинская помощь в ФМО может быть получена по направлению медицинской организации из региона, где проходит лечение пациент, также возможно и обращение пациента непосредственно в федеральную клинику. При этом важно, что новый порядок предусматривает получение специализированной медицинской помощи и без направления, как это было раньше. «Отсутствие формы 057/у не может быть поводом для отказа в госпитализации», — подчеркивают в Минздраве России.
«Из-за смены порядка оказания медпомощи у многих пациентов с начала года уже возникают вопросы и проблемы с госпитализацией. Новый порядок может быть достаточно сложным для понимания, особенно теми, кто несведущ в организации здравоохранения, оказании и оплате медицинской помощи», — отмечает член рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков Елена Третьякова.
Как попасть на лечение, к кому обращаться и кто может получить медпомощь в федеральных медицинских организациях? Рассказываем по порядку.
Кому положено
Лечение в федеральных центрах положено, если в регионе, где вы живете, недоступно необходимое вам лечение. Например, нет специализированной медицинской организации или не проводятся необходимые операции.
Вы также можете рассчитывать на госпитализацию в ФМО, если по месту проживания вас лечили, но эффект от лечения так и не наступил в силу нетипичности течения заболевания или по каким-то другим причинам.
При высоком риске хирургического лечения — в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний — вы также имеете показания для направления в ФМО.
Сюда же относятся ситуации, связанные с дополнительными обследованиями в диагностически сложных случаях, или когда есть необходимость в комплексной предоперационной подготовке.
Кроме того, вы, конечно же, можете рассчитывать на лечение в федеральной медклинике, если вы уже лечились там ранее и у вас на руках имеется рекомендация для повторной госпитализации.
Как попасть в федеральную клинику
Согласно новому порядку, направление в федеральное учреждение выдает лечащий врач либо врач-специалист медорганизации, в которой пациент проходит диагностику и лечение. При этом выбор организации тоже осуществляется по направлению врача. Врач сам (через информационную систему или на бумажном носителе) формирует комплект документов: направление на госпитализацию в федеральную медицинскую организацию, выписку из медицинской документации, сведения о согласии на обработку персональных данных пациента и (или) его законного представителя.
Новый порядок предусматривает и возможность обращения пациента в федеральную медицинскую организацию напрямую. Пациент при наличии результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз, может самостоятельно обратиться в федеральную медицинскую организацию для оказания медицинской помощи.
Когда госпитализируют
Согласно новым правилам, сроки рассмотрения заявки сокращены в 2 раза: с 10 до 5 дней. После того как ваша заявка поступит в федеральную медицинскую организацию, в течение 3 рабочих дней ее должна рассмотреть специализированная врачебная комиссия, а в срок до 2 рабочих дней медицинская организация обязана известить о том, может ли госпитализировать пациента и оказать необходимую медпомощь. В общей сложности через 5 рабочих дней вы уже будете знать, готовы ли вас принять и когда. Врачебная комиссия федеральной медицинской организации может принять и иные решения:
- об отсутствии показаний для госпитализации пациента (с рекомендациями по дальнейшему медицинскому наблюдению / лечению пациента по профилю его заболевания);
- о необходимости проведения дополнительного обследования;
- о наличии показаний для направления пациента в иной федеральный медцентр (c указанием того, в какой именно);
- о наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента (с рекомендациями по дальнейшему медицинскому обследованию, наблюдению и лечению пациента).
Вы должны знать, что имеете право оспорить отказ федеральной медицинской организации на любом из этапов подготовки к госпитализации.
Что делать при возникновении сложностей
Как отмечает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова, обращений граждан по порядку направления в ФМО всегда много. «Граждане сталкиваются с такими проблемами, как отказ лечащего врача в направлении в ФМО, превышение сроков ожидания госпитализации в ФМО или получения от ФМО иной информации по результатам решения врачебной комиссии (отказ в госпитализации из-за противопоказаний, замена медорганизации для госпитализации, необходимость дообследования и т. д.), неправомерное взимание личных средств на оплату лечения или обследования в ФМО и другие», — отмечает Елена Третьякова.
С 2016 года в стране работает институт страховых представителей в системе ОМС. Это бесплатные помощники пациента, их основная цель — обеспечить права застрахованных по ОМС граждан для бесплатного получения доступной и качественной медицинской помощи по программе государственных гарантий.
«При возникновении сложностей пациенту следует первично обращаться в свою страховую медицинскую организацию. В такой ситуации именно страховой представитель той организации, где вы получили полис ОМС, придет к вам на помощь, поможет разобраться с трудными вопросами и защитить ваши права на своевременную и качественную медицинскую помощь необходимого вам уровня и объема», — отмечает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова.
Чтобы найти страхового представителя, нужно обратиться в свою страховую медицинскую организацию лично или по телефону, который указан в памятке застрахованного при получении полиса ОМС или в на сайте вашей страховой медицинской организации.