Повышение качества и доступности медуслуг — одна из приоритетных задач Минздрава. Для её решения он предпринимает системные действия, призванные запустить позитивные изменения в ключевых областях здравоохранения.
Тяжело в учении...
Понятно, что во главе всего процесса лечения стоит врач, и от его квалификации и профессионализма зависит здоровье, а порой и жизнь пациента. Сегодня в медицинских вузах проводится серьёзная реформа, которая позволит повысить квалификацию всего медицинского корпуса до уровня самых современных технологических и методических требований.
С этой же целью вводится аккредитация медработников и фармацевтов. Аккредитация — это новая форма допуска к профессии. Это не одноразовый тест, а сложная и многоуровневая система, требующая от врачей постоянного освоения новых знаний и навыков. Первичную аккредитацию проходят выпускники медицинских вузов. Она включает в себя проверку знаний, практических умений и развитости клинического мышления. Успешно прошедшие это испытание получают право приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. Специализированную аккредитацию проходят выпускники ординатуры и врачи, повысившие свою квалификацию. Все практикующие врачи будут теперь раз в пять лет проходить реаккредитацию, обязательным требованием которой является обучение испытуемого в рамках системы непрерывного медицинского образования.
В прошлом году первые аккредитационные испытания прошли выпускники специальностей «стоматология» и «фармация». В этом году она обязательна для всех выпускников медицинских и фармацевтических вузов. Как отмечают специалисты, аккредитация помогает задать единую планку качества медицинского образования. Это очень важно, ведь ежегодно в стране медицинское образование получают 35 тысяч человек. Их выпускают 46 вузов Минздрава, 36 медицинских факультетов вузов Министерства образования, Минспорта и при Правительстве РФ, а также 8 негосударственных учебных учреждений. Уровень подготовки в таком количестве учебных заведений, конечно, разный. Но пациенты должны быть уверены, что их лечащий врач — неважно, какой вуз он окончил — как минимум имеет квалификацию, отвечающую требованиям профессионального стандарта. Поэтому аккредитация вводится как единая для выпускников всех вузов система допуска к профессиональной деятельности в медицине и фармацевтике. Кроме того, аттестационные комиссии при проведении аккредитации выпускников вузов теперь в обязательном порядке формируются с привлечением представителей работодателей и профессионального сообщества.
Аккредитацию эксперты называют «видимой частью» масштабных структурных преобразований, которые призваны решить важнейшую кадровую задачу: повышение квалификации медперсонала.
Важные преобразования «на глубине»
Помимо введения аккредитации Минздрав реализует и ряд других серьёзных изменений в области подготовки медицинских специалистов. Для повышения квалификации выпускников вузов происходит обновление системы медицинского образования, основанное на внедрении новых государственных образовательных стандартов третьего поколения. Новые стандарты более ориентированы на практику и имеют модульную структуру, за счёт чего программа обучения становится более гибкой и может быть легко модернизирована и подстроена под актуальные потребности системы.
Изменения коснулись и послевузовского профессионального образования. Вместо устаревшей системы повышения квалификации создается современная система непрерывного медицинского образования, для которой разрабатываются ресурсы дополнительного очного и дистанционного обучения, с учетом как уровня подготовки и планов самого специалиста, так и востребованности соответствующих компетенций в системе здравоохранения. Получение дополнительного образования всеми медицинскими работниками будет необходимым условием для прохождения регулярной реаккредитации.
Регулирование работы и контроль качества
Министерство здравоохранения совместно с профессиональным сообществом активно разрабатывает и внедряет в практику новую для России, но широко распространённую за рубежом форму регулирования врачебной деятельности: клинические рекомендации. Клинические рекомендации и лечебные протоколы описывают последовательность действий медработника при диагностике и лечении конкретного заболевания и основываются на доказанном клиническом эффекте таких методик. Эти новые методы регулирования работы в совокупности с современным и более технологически совершенным оборудованием помогают повысить качество медицинской помощи и снизить количество врачебных ошибок. Следующим шагом после утверждения клинических рекомендаций становится разработка основанных на их выполнении критериев качества медицинской помощи, а в дальнейшем планируется поэтапный переход на систему электронного бенчмаркинга.
На сегодняшний день Минздрав использует целый ряд инструментов оценки качества оказания медицинских услуг. К примеру, в стране действует система еженедельного мониторинга ключевых показателей работы каждого участкового терапевта и врача общей практики. Причём всё это осуществляется по всем 60,5 тыс. терапевтических участков. А в ежемесячном режиме из регионов поступают оперативные данные по разным профилям оказания медицинской помощи.
Есть также инструменты, которые основаны не на объективных показателях, а на оценках самих пациентов. «В 2014 году было начато проведение независимой оценки пациентами качества услуг в медицинских организациях. Неспециалисты не всегда могут правильно оценить качество лечения. Но для людей важно, насколько дружелюбно их принимают, есть ли очереди, сколько ждать приёма, легко ли получить необходимую информацию. Именно эти критерии были положены в основу оценки. Результаты анонимного анкетирования очень взбодрили главврачей», — рассказала министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Укрепление первичного звена
Первичное звено — это те медучреждения, куда первым делом обращаются люди при возникновении проблем со здоровьем, своего рода «точки входа» во всю систему здравоохранения. К первичному звену относятся, например, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Одно из важнейших требований к первичному звену — его территориальная доступность, близость соответствующих медучреждений к местам проживания и нахождения граждан.
До недавнего времени в регионах под предлогом борьбы с экономической неэффективностью закрывались медучреждения «первички» в малонаселённых районах и небольших населенных пунктах. Минздрав остановил эту практику и выработал требования к доступности медучреждений первичного звена. «Впервые за постсоветский период были пересмотрены и утверждены требования к размещению медицинских подразделений первичного звена, в т. ч. и в удалённых районах и сельской местности. Эти требования базируются теперь не только на численности проживающего населения, но и на расстоянии до ближайшей медицинской организации с учётом нормативно закреплённого предельного времени ожидания разных видов медицинской помощи», — отметила Вероника Скворцова. В результате введения этих нормативов и запуска геоинформационной системы, наглядно показывающей доступность медучреждений (в том числе первичного звена) для всех населённых пунктов страны, были определены проблемные территории, где в первую очередь требуется создание новых медицинских учреждений первичного звена. В общей сложности за последние пять лет уже построено более 1400 новых ФАПов и более 160 офисов врачей общей практики.
Преодоление кадрового дефицита
Параллельно решается ещё одна важная задача: восполнение уже давно ставшей традиционной нехватки врачей дефицитных специальностей, таких, как онкология, психиатрия, анестезиология-реанимация, рентгенология и др. Для этого Минздравом впервые были разработаны специальные методики для расчёта потребности в кадрах в каждом регионе. На их основе местные власти составили «дорожные карты» по преодолению кадрового дефицита и дисбаланса. Нехватка врачей дефицитных специальностей устраняется, например, при помощи набора абитуриентов в медвузы по целевым направлениям регионов. Ещё 5 лет назад Минздрав с Министерством образования договорились расширить такой приём. Сегодня составляются трёхсторонние договоры: между вузом, субъектом РФ и абитуриентом. Для исполнения этих договоров регионы начинают заранее планировать рабочее место для студента, помогают ему по ходу обучения, обеспечивают прохождение практики на будущем рабочем месте. Эффективность целевого набора — то есть процент возврата специалистов на подготовленные для них рабочие места — в целом по России приближается к 90 %.
Высокие технологии и лучшие практики
Отдельным пунктом стоит повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Для этого Минздравом была создана специальная модель, в рамках которой различные методы ВМП постепенно переходят в систему обязательного медицинского страхования. Так, например, сегодня по ОМС можно сделать процедуры ЭКО, стентирование коронарных сосудов, эндопротезирование. Подобное решение помогло оказать намного больше высокотехнологичной медицинской помощи, чем даже планировалось изначально. В соответствии с поручением президента к 2017 году объём ВМП должен быть в 1,5 раза больше, чем в 2013 году. Однако этот показатель был достигнут уже в 2015 году. Всего за шесть лет объём ВМП увеличился в три раза, а количество организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, — в 3,7 раза.
Важным проектом, приближающим к людям высокие технологии и лучшие медицинские практики, является строительство перинатальных центров. Они оснащены по последнему слову техники, а в штате работают профессионалы с богатым опытом и большим багажом знаний. Эти центры прежде всего берут на себя все самые сложные случаи беременности. Также они являются «центром компетенций» для других перинатальных медучреждений региона: консультируют, делятся опытом и знаниями. Всего — в соответствии с поручением президента — в России должно быть построено 32 перинатальных центра.
Изменения не остались незамеченными
Президент России В. В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам отметил: «Главный критерий успеха всех проектов в сфере здравоохранения — значимые, ощутимые результаты, которых ждут люди: это точная и быстрая диагностика и действенное лечение, доброжелательное отношение к пациенту, доступность, качество и эффективность лекарственных препаратов».
Наши соотечественники традиционно критически относятся к сфере здравоохранения и очень строго оценивают качество медицинских услуг. Тем более показательно, что по результатам исследований, проведённых ВЦИОМ в 2014-2016 гг., удовлетворённость пациентов здравоохранением показывает позитивную динамику. По данным 2016 года, среди россиян, которые за последние три года пользовались медицинскими услугами, 41 % дал оценки «скорее хорошо» и «очень хорошо» текущей ситуации в здравоохранении. По сравнению с предыдущим годом доля положительных оценок выросла на 3 %, а доля отрицательных — снизилась на 7 %.