Восемнадцать лет назад медсестра Светлана Прокина отказалась от работы в городской больнице и уехала работать в село. Вспоминает, как раньше устроиться в больницу было большим успехом и профессиональным счастьем. И не понимает, почему сейчас никто не хочет работать медсестрами.
Пожарить инструменты
В 8:00 начинается рабочий день районной медсестры. Служебный автобус забирает Светлану Прокину из поселка Сургут. Она выходит в селе Сергиевск и направляется к стоматологической поликлинике.
«Не зря говорят, что понедельник — день тяжёлый. Особенно после майских праздников. На огороде наработаешься, потом ещё и на работу нужно выйти полной сил», — говорит Светлана и спешит на рабочее место.
Медсестра выходит из гардеробной в бело-розовом медицинском костюме. Она убирает выбившуюся прядь волос под чепчик и смущенно смотрит в объектив фотоаппарата. Светлана не привыкла быть в центре внимания.
«Мы с мужем купили дочери фотоаппарат, так она меня постоянно пытается фотографировать. Я отворачиваюсь, не люблю этих вещей», — говорит медсестра.
До начала приёма пациентов ещё два часа. Медсестра готовит инструменты для врача-хирурга стоматологического кабинета, проводит влажную уборку. Начинается предварительная стерилизация инструментов.
«До того, как придут пациенты, медсестра должна создать доктору условия для комфортной работы. Он не должен отвлекаться. Сначала я жарю хирургические инструменты в специальной печке, затем кладу их в кейс, готовлю лекарства», — говорит медсестра.
Светлана проверяет наличие лекарственных препаратов в аптечке и рассказывает, как она выбрала свою профессию.
«Еще в детстве поняла, кем хочу работать: медсестрой. Как-то я заболела и попала в самарскую больницу имени Калинина. Медсёстры окружили меня такой любовью и заботой, что я выздоровела за несколько дней. Это были настоящие милосердные сёстры. Нисколько не сомневаясь, я поступила после школы в медицинское училище. Тоже захотела стать медсестрой, помогать людям», — вспоминает Светлана.
В 1998 году сразу после окончания Кинель-Черкасского медицинского училища устроиться в больницу, даже районного уровня, было трудно. Медицинских кадров хватало везде. Но выпускнице Прокиной повезло. Светлану временно взяли на освободившееся место в родильное отделение районной больницы.
«В родильном отделении я работала всего три недели, но до сих пор вспоминаю эти дни. Я делала уколы и ухаживала за беременными женщинами, работала в радостной атмосфере зарождающейся жизни. Потом меня взяли в стоматологический кабинет, и вот уже 18 лет я ни разу не подумала, что занимаюсь не своим делом. Я очень люблю свою работу», — говорит медсестра.
Догнать пациентов
В коридоре раздаётся детский плач. На приём к стоматологу пришел маленький пациент, который боится удалять зуб. Мальчик заходит с мамой в кабинет врача и замирает. Медсестра подходит к пациенту, успокаивает его.
«Не бойся. Доктор тебе не сделает больно. Ты даже не заметишь, как всё быстро пройдёт», — заботливо говорит Светлана, провожая мальчика до стоматологического кресла.
Ребёнок ещё больше беспокоится. Врач-хирург Сергей Николаевич разговаривает с мальчиком, настраивает его на удаление зуба. Медсестра в это время держит пациенту руки, чтобы не мешал работе врача. Ребёнок успокаивается, когда видит свой молочный зуб в щипцах стоматолога. Светлана выдыхает и улыбается.
«А ты боялся! Видишь, как всё быстро прошло, ты даже глазом моргнуть не успел. Ватку держи полчаса, кушать можно будет через два часа. Забирай свою медицинскую карточку и не бойся врачей», — ласково говорит медсестра.
Мальчик кивает головой и спрашивает, когда можно ещё прийти. Светлана отвечает, что как только снова заболит зуб или соскучится по стоматологу.
Медсестра говорит, что от пациентов можно много чего ожидать, поэтому первым делом их необходимо успокоить и уверить, что всё будет хорошо. Например, ей приходилось даже догонять мужчину.
«Когда мой врач был в отпуске, я помогала другому стоматологу проводить удаление зуба взрослому пациенту. Доктор попросил принести небольшой молоточек. Я поднимаю инструмент, чтобы показать врачу. В это время пациент оборачивается, видит меня с молоточком, быстро встаёт и убегает из кабинета. Догнать его так и не получилось», — рассказывает Светлана.
Бумажная волокита
В день на приём к районному хирургу-стоматологу приходит больше двадцати пациентов. Все данные о больных медсестра регистрирует, записывает процесс удаления зубов, который озвучивает доктор.
«В городских поликлиниках по-другому, там не нужно писать столько бумаг, всё заносится в компьютер. Это удобно, потому что позволяет медсестре помогать доктору, постоянно находиться рядом, быть настоящим помощником, а не только заниматься бумажной работой. Ведь я почти двадцать лет работаю со стоматологами, знаю многие процессы и могу подготовить для врача необходимые препараты. Иногда мне даже снятся сны, что я сама доктор. А тут столько бумаг заполнять приходится», — говорит Светлана Прокина.
Врач-хирург Сергей Занин записывает данные об удалении в карточки пациентов и говорит, что ему повезло с медсестрой. Светлана улыбается и стеснительно отворачивается. Она уходит проверять хирургические инструменты, пока доктор говорит о ней. Сергей Занин уверен, что случайных людей в медицине не бывает, и Светлана пришла работать в районную поликлинику исключительно по призванию.
Не хватает кадров
На часах 12:00. В коридоре районной поликлиники пусто. Начинается обеденный перерыв. В стоматологический кабинет заходит санитарка, приступает к влажной уборке. Светлана не уходит, она тоже берёт тряпки и моет кабинет после приёма пациентов. Медсестра говорит, что уборка не входит в её обязанности, но она всегда помогает своим коллегам. К тому же, по словам Светланы, в районной поликлинике не хватает кадров.
«Когда я устраивалась на работу, вакансий просто не было, пробиться в больницу было сложно. Сейчас медсестёр практически нет, никто не хочет работать в больнице. Молодёжь к нам не идёт. Почему? Не понимаю. Ведь работа у нас не сложная, зарплата нормальная, но главное — больным мы просто необходимы. Сейчас доходит до того, что приходится переучивать санитарок на медсестер, потому что больница испытывает большой дефицит кадров», — с грустью в голосе говорит Светлана.
Медсестре приносят из бухгалтерии справку по зарплате за апрель. Светлана не показывает, говорит, что ей и этих денег достаточно.
Медсестра включает кварцевую лампу, закрывает кабинет и отправляется за лекарствами. Каждый понедельник в районную больницу привозят медицинские препараты. Светлана возвращается в поликлинику с мешком лекарств, говорит, что некоторые препараты не поступили, придется использовать то, что есть. На отдых у медсестры остаётся пятнадцать минут. Светлана пьёт чай и возвращается в стоматологический кабинет.
«Завтра будет легче»
На прием к врачу-хирургу заходит женщина, просит удалить зуб без укола. Светлана улыбается, говорит, что зачастую именно женщины в кресле стоматолога ведут себя более мужественно. У мужчин же появляется панический страх, который приходится доктору совместно с медсестрой рассеивать.
«Мужчины часто падают в обморок в кресле доктора. Я уже привыкла и знаю, как быстро привести человека в чувство. Врач только посмотрит на меня, а я понимаю, что пациенту в любой момент может стать плохо, и тут же готовлю аптечку», — продолжает Светлана.
Медсестра рассказывает, что часто выезжает вместе с докторами в глухие деревни, где нет стоматологов. В специализированной машине, оборудованной под стоматологический кабинет, Светлана побывала во многих деревнях Самарской области. Медсестра говорит, что пациенты из этих населенных пунктов оставляют в районной газете благодарные отзывы.
В 16:00 врач-хирург заканчивает прием пациентов. Медсестра дожидается, когда доктор уйдет, чтобы убраться в кабинете. Она отпускает санитарку и говорит, что сама со всем справится. Светлана аккуратно раскладывает инструменты в кейс для дезинфекции, проводит влажную уборку и закрывает кабинет. На сегодня рабочий день закончился.
«Завтра будет легче!» — верит Светлана и спешит на служебный автобус.