4722
«МиГ», который изменил всё: история сверхзвуковой авиации в фотографиях
Советский истребитель «МиГ-17» в 1950 году неожиданно для всех преодолел звуковой барьер в горизонтальном полёте, хотя и не был для этого предназначен. Это был первый случай в истории, когда серийная машина двигалась быстрее, чем звук.
С этого момента промышленная авиация пошла абсолютно иным путём – инженеры решали совершенные другие задачи, облик самолётов коренным образом изменился, а авиаторы в буквальном смысле открыли для себя новые высоты.
«МиГ-17» формально не был сверхзвуковым самолётом, однако благодаря эффективной аэродинамике был способен достигать скорость звука, став первой серийной машиной, которой это удалось.
© flickr.com / TXZeiss
Первым полноценным сверхзвуковым самолётом стал американский истребитель North American F-100 Super Sabre, построенный в 1953 году.
© Commons.wikimedia.org / USAF
В ответ на американскую разработку в ОКБ Микояна и Гуревича был представлен «МиГ-19» - первый советский сверхзвуковой истребитель. Эти самолёты поставлялись в Китай, Вьетнам, Египет и Сирию и долгое время успешно противостояли более современным моделям противников.
Технологии, позволяющие самолётам преодолевать звуковой барьер, дали значительный толчок к развитию военной авиации. Так в США в 1956-м появился F-102, первый сверхзвуковой перехватчик, предназначенный для уничтожения бомбардировщиков.
© Commons.wikimedia.org / USAF
В последствии технологии, позволяющие превосходить скорость звука, перекочевали и на бомбардировщики дальнего действия – первым самолётом такого класса стал американский B-58.
© Commons.wikimedia.org / USAF
В советском союзе сверхзвуковой бомбардировщик построили лишь к 1958 году, а в эксплуатацию он был введён в 1962-м. Ту-22 предназначался для нанесения бомбовых ударов по стационарным целям и оснащался передовой на тот момент радиолокационной системой. Однако из-за просчётов в аэродинамике на больших скоростях самолёт становился почти неуправляем, впрочем эти недостатки были исправлены к 1969 году в модели Ту-22М.
© Commons.wikimedia.org / Alex Beltyukov
Чуть позже американские инженеры заметили, что форма сверхзвуковых самолётов способствует применению стелс-технологий и спроектировали разведовательный SR-71. В общей сложности было построено 32 экземпляра SR-71, 12 из которых были потеряны в результате несчастных случаев. Боевых потерь SR-71 не было.
© NASA
В 1968 году СССР завершил постройку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта – Ту-144. Использование этих машин значительно сокращало время полёта и позволяло разгрузить воздушное пространство, поскольку сверхзвуковые самолёты способны летать на недоступных дозвуковым высотах.
Всего на данный момент существует лишь два пассажирских самолёта, преодолевающих звуковой барьер, - вторым стал англо-французский «Конкорд», находившийся в эксплуатации с 1976 по 2003 год.
© Commons.wikimedia.org / Henrysalome
В контексте сверхзвуковых летательных аппаратов нельзя не упомянуть о гиперзвуковых машинах – куда более быстрых аппаратов способных совершать управляемые суборбитальные полёты. Первым ракетопланом в истории считается экспериментальный X-15 – он развивал скорость свыше 6 000 км/ч, летая выше чем в ста километрах от поверхности Земли.
© NASA
«МиГ-17» формально не был сверхзвуковым самолётом, однако благодаря эффективной аэродинамике был способен достигать скорость звука, став первой серийной машиной, которой это удалось.
© flickr.com / TXZeiss
Первым полноценным сверхзвуковым самолётом стал американский истребитель North American F-100 Super Sabre, построенный в 1953 году.
© Commons.wikimedia.org / USAF
В ответ на американскую разработку в ОКБ Микояна и Гуревича был представлен «МиГ-19» - первый советский сверхзвуковой истребитель. Эти самолёты поставлялись в Китай, Вьетнам, Египет и Сирию и долгое время успешно противостояли более современным моделям противников.
Технологии, позволяющие самолётам преодолевать звуковой барьер, дали значительный толчок к развитию военной авиации. Так в США в 1956-м появился F-102, первый сверхзвуковой перехватчик, предназначенный для уничтожения бомбардировщиков.
© Commons.wikimedia.org / USAF
В последствии технологии, позволяющие превосходить скорость звука, перекочевали и на бомбардировщики дальнего действия – первым самолётом такого класса стал американский B-58.
© Commons.wikimedia.org / USAF
В советском союзе сверхзвуковой бомбардировщик построили лишь к 1958 году, а в эксплуатацию он был введён в 1962-м. Ту-22 предназначался для нанесения бомбовых ударов по стационарным целям и оснащался передовой на тот момент радиолокационной системой. Однако из-за просчётов в аэродинамике на больших скоростях самолёт становился почти неуправляем, впрочем эти недостатки были исправлены к 1969 году в модели Ту-22М.
© Commons.wikimedia.org / Alex Beltyukov
Чуть позже американские инженеры заметили, что форма сверхзвуковых самолётов способствует применению стелс-технологий и спроектировали разведовательный SR-71. В общей сложности было построено 32 экземпляра SR-71, 12 из которых были потеряны в результате несчастных случаев. Боевых потерь SR-71 не было.
© NASA
В 1968 году СССР завершил постройку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта – Ту-144. Использование этих машин значительно сокращало время полёта и позволяло разгрузить воздушное пространство, поскольку сверхзвуковые самолёты способны летать на недоступных дозвуковым высотах.
Всего на данный момент существует лишь два пассажирских самолёта, преодолевающих звуковой барьер, - вторым стал англо-французский «Конкорд», находившийся в эксплуатации с 1976 по 2003 год.
© Commons.wikimedia.org / Henrysalome
В контексте сверхзвуковых летательных аппаратов нельзя не упомянуть о гиперзвуковых машинах – куда более быстрых аппаратов способных совершать управляемые суборбитальные полёты. Первым ракетопланом в истории считается экспериментальный X-15 – он развивал скорость свыше 6 000 км/ч, летая выше чем в ста километрах от поверхности Земли.
© NASA
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть