11-12 декабря в Москве прошла VI национальная выставка «Вузпромэкспо», объединившая свыше 100 российских вузов и научных организаций, а также инжиниринговые и научно-образовательные центры и компании-лидеры отечественной промышленности.
Смотрины со школьной скамьи
Инновации в современном мире, как известно, — ключевой механизм развития. Многие вузы — средоточие передовой науки. Этим они и интересны отечественной индустрии, которая ещё в процессе студенческой учёбы нередко выбирает для себя будущих сотрудников.
«Вузпромэкспо» — как раз место для демонстрации достижений отечественной науки и построения отношений между научно-образовательным сообществом, государством и бизнесом.
На самом деле мониторинг талантливых ребят начинается ещё раньше, у многих вузов эта система отработана достаточно хорошо.
Один из старейших вузов страны, история которого ведётся с 1865 года, — московский Политех — Дни открытых дверей организует ежемесячно. «Мы делаем всё, — говорит начальник Управления маркетинга Московского политехнического университета Сергей Рясов, — чтобы у мотивированных школьников возникло желание стать инженерами. Мы приглашаем их приходить почаще, чтобы они из первых уст могли узнать, что конкретно изучает та или иная специальность и кем конкретно выпускник будет на выходе, а также что предлагают магистрские программы для более глубокого погружения в предмет».
У вуза порядка 350 индустриальных партнёров, которые непосредственно занимаются трудоустройством выпускников. «Практически каждому студенту, — продолжает Рясов, — мы гарантируем, что практику он пройдёт на предприятии — проектная деятельность у нас внедрена в учебный процесс с первого курса. И это уже разработка под конкретного заказчика. А готовый продукт становится аттестационной оценкой».
«Наш вуз достаточно далеко от центра, — говорит проректор по научной работе Сибирского федерального университета Руслан Барышев, — и потому есть своя специфика привлечения студентов. Конечно, есть и спецшкола, и подготовительные классы, но богатый набор отношений с нашими индустриальными партнёрами тоже играет свою роль: некоторые из них, открывая производство, набирают даже иностранных студентов. Как правило, после 2-го курса у студентов нашего вуза наступает понимание, где они будут работать и как».
Свой ЦУП
Дальневосточный федеральный университет работает с целым федеральным округом, готовя, в частности, специалистов по редким профессиям. Это, например, океанотехника, кораблестроение, востоковедение, и без поддержки индустриальных партнёров здесь тоже не обойтись. «Одна из ключевых наших миссий, — поясняет проректор по учебной работе ДФО Анна Тышецкая, — при работе со студентами рассматривать все инвестиционные проекты кампаний, которые заходят на Дальний Восток для его развития. Соответственно, наши студенты попадают в линейку социальных лифтов. Система выстроена так, что начиная с 3-го курса студенты очень активно вовлекаются в деятельность этих компаний, а те, в свою очередь, отбирают тех, кто им подходит для дальнейшего сотрудничества».
Востоковедение сегодня — это не только владение языком, знание истории, экономики, культуры стран Востока. Теперь эти специалисты нужны компаниям, интересы которых направлены на государства Азиатско-тихоокеанского бассейна. «Студенты проходят в этих странах, — продолжает Тышецкая, — большое количество стажировок и могут работать не только переводчиками. Компании через программы магистратуры дают им сверху управленческую специализацию, чтобы появилась возможность вести дела с Востоком».
Российский университет дружбы народов известен многими своими разработками, в том числе и в работе с иностранными студентами. «У нас набор — целая политика, — поясняет первый проректор по научной работе РУДН Нур Кирабаев. — Три года проводим олимпиады в Азии, Африке и Латинской Америке: отбираем бакалавров в магистратуру, магистров — в аспирантуру. Для привлечения в бакалавриат создаём профильные классы. Создаём специальные кластеры сразу для нескольких стран, чтобы ещё до приезда к нам отобрать студентов. И сразу смотрим, какие потребности в науке в той или иной стране, чтобы знать, какие образовательные программы нужны для их развития».
А ещё одна из важнейших задач вуза — продвижение отечественных технологий. Ни много ни мало Центр управления полётами — дублёр гагаринского центра в Королёве — приучает студентов к новым технологиям: студент 2-го курса сам может программировать себе робота и управлять малыми космическими объектами.
«А, скажем, благодаря языковой составляющей, — добавляет Кирабаев, — плюс к образованию — диплом переводчика — есть возможность готовить для наших регионов кадры, которые в состоянии выводить предприятия на зарубежный рынок».
Итак, сегодня залог успеха для вуза — максимальная кооперация с бизнесом: привлечение работодателя в образовательный процесс, в научный процесс, в жизнь университета. Всё начинается с образовательной компоненты: совместные образовательные программы, при этом для разных предприятий они носят разный характер, поэтому должен быть гибкий индивидуальный подход. Важны и сетевые программы с другими вузами. Очень важно дополнительное профобразование — это обеспечивает подготовку и переподготовку кадров для конкретного предприятия. И очень важно начинать подготовку кадров со школьной скамьи. И очень важная задача любого университета — научить студента учиться всю жизнь, чтобы человек мог гибко ориентироваться в своей профессии.