«В трех школах Москвы с нового учебного года начинается изучение африканских языков. В школе № 1517 и школе Центра педагогического мастерства в качестве второго иностранного языка будут изучать суахили, в школе № 1522 — амхарский. Планируется запускать по одной группе. Задача здесь не столько выучить африканский язык, сколько создать мотивацию для детей к дальнейшему изучению Африки», — сообщили aif.ru в пресс-службе Департамента и науки города Москвы.
Образовательные программы были переработаны специально под преподавание африканских языков в школах. В их разработке участвовали магистры и аспиранты Института стран Азии и Африки МГУ. Преподавательский состав уже готов приступить к работе.
Школьники могут самостоятельно выбрать второй иностранный язык. Изучать его предполагается во время неурочной деятельности или в рамках дополнительного образования.
«Наряду с привычными английским, немецким и французским языками, в школах Москвы преподают испанский, итальянский, китайский языки. Соответственно 11-классники могут выбрать эти языки в качестве предмета по выбору на ЕГЭ», — добавили в Департаменте образования.
Дивное словообразование суахили
Как рассказала аif.ru преподаватель языка суахили из Московского Государственного лингвистического университета Мария Покровская, изучение африканских языков в России в настоящее время большая редкость. Но отношения нашего государства с этим континентом стремительно развиваются и все больше ВУЗов начинают готовить специалистов, владеющих этими языками.
Мария Покровская уверена, что браться за изучение африканских языков, можно в любом возрасте, главное, чтобы был интерес и желание. А хороший преподаватель сумеет передать свой азарт ученикам.
«Особенность в том, чтобы донести ребятам, зачем они вообще будут изучать этот язык, показать им перспективы, а еще, конечно, вдохновить их и привить любовь к изучаемому языку. Моя преподавательница, обучая, с первых дней передавала нам, своим ученикам, любовь к суахили. И теперь я так же бережно передаю ее своим ученикам», — говорит Мария Покровская.
Что касается самого суахили, то это агглютинативный язык. То есть в нем к корню или основе слове присоединяются различные префиксы или суффиксы, и грамматические значения выражаются внутри словоформы.
«Фраза „я тебя вижу“ на суахили будет записана одним словом „ninakuona“, где ni — это я, na — показатель настоящего времени, ku — тебя, ona — вижу. Также в суахили есть система именных классов, то есть все имена существительные распределены по определенным группам, и они задают согласование всему предложению. Например, nyumba yetu ilinunuliwa — наш дом был куплен, при этом kitabu chetu kilinunuliwa — наша книга была куплена», — приводит пример преподаватель суахили.
«Учим языки для общения»
Мария Покровская отмечает, что для многих Африка — это далекий, загадочный и непонятный континент. Но нужно помнить, что иностранные языки мы учим именно для общения. Кроме того, знание африканских языков дает конкурентное преимущество на рынке труда.
«У лингвиста со знанием суахили есть много перспектив. Он сможет работать в самых разных сферах, в том числе связанных с нефтью и газом. И знание этого языка может стать для него хорошим преимуществом», — говорит Мария Покровская.