Примерное время чтения: 5 минут
1511

Умнеют ли наши дети? Несмотря на дистанционку, выпускники сдали ЕГЭ хорошо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Вирус-терминатор. Сколько раз он ещё вернется? 30/06/2021
«И быстрых разумом Невтонов» в этом году по результатам ЕГЭ стало больше. ЕГЭ по русскому языку в школе №494 в Москве.
«И быстрых разумом Невтонов» в этом году по результатам ЕГЭ стало больше. ЕГЭ по русскому языку в школе №494 в Москве. АГН Москва

700 тыс. выпускников школ сдали ЕГЭ. Судя по баллам, дети стали умнее.

Цифры таковы. Практически по всем предметам – существенный рост высокобалльников. Это те, кто сдал экзамен на 81 балл и выше. Например, по русскому языку таких на 10 с лишним тысяч больше (189 тыс.), чем в прошлом году, по литературе – на тысячу больше, по геог­рафии – на несколько сотен. Даже по физике и профильной математике – традиционно самым сложным предметам – увеличилось количество школьников, написавших экзамен на повышенные (от 60 до 80) и высокие баллы (80–100). По многим предметам сократилось число выпускников, не преодолевших минимальный порог, проще говоря, не сдавших экзамен. Хотя при этом по математике, физике число не сдавших стало чуть больше. 

Кому пандемия помогла?

Удивительно, но, получается, пандемия и удалёнка не помешали, чего многие так боялись, а помогли? Притом что некоторые школы проучились дистанционно немалую часть учебного года.

«Этот выпуск был непростой для всех, были волнительные ожидания, – сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. – Не произошло спада результатов практически ни по одному предмету. В прошлом году школьники ушли на дистант в последней четверти. И это даже в чём-то помогло им подготовиться».

Комментируя более высокие баллы по профильным математике и физике, известный математик, академик РАН и лауреат премии ЮНЕСКО, завкафедрой МГУ Алексей Семёнов отметил, что главное – это желание детей учиться. Если они хотят изучить какой-то предмет, никакая пандемия им не помешает. «Полученные результаты ЕГЭ означают, что всё дело в мотивации, – убеждён академик. – Даже сам факт того, объяснил ли учитель какой-то материал, не столь важен. Сегодня что угодно можно прочитать или посмотреть в интернете, и, может, не хуже, чем преподнесёт учитель. Если у ребёнка есть мотивация, то он может на дистанционном обучении брать знания не хуже, а иногда даже лучше, чем когда он должен ходить в школу. Его там могли, например, дразнить (буллинг в школе – нередкая история). Или отвлекаться на общение, на нелюбимые предметы и конфликты с педагогами. Поэтому для сильных детей это стало преимуществом.

Что произошло с более слабыми детьми, почему больший процент преодолел минимальный порог по многим предметам, мне трудно сказать. Возможно, были немножко послабее задания. Или они были более стандартными, как в прошлом году. И в этом смысле детям, которые балансировали на грани двойки, может, повезло чуть больше». 

А историю недоучили

И только по истории средний балл по экзамену чуть ниже прошлогоднего. Судя по всему, многих писавших историю подвело историческое сочинение. «Мы анонсировали, что изменение в КИМ (контрольно-измерительные материалы, попросту – задания. – Ред.) по истории станет связано с тем, что в историческом сочинении будет предложено написать работу не по одному из трёх исторических периодов, а по одному из трёх исторических процессов или по одной из трёх исторических личностей, – рассказала директор Федерального института педагогических измерений (который разрабатывает задания ЕГЭ) Оксана Решетникова. – Требования к самому сочинению не изменились. И мы видим по результатам – проблема возникла у тех, кто предпочитал заучивать «золотые сочинения». В итоге кто зубрил шаблонное – оказался менее успешным. Однако есть тренд на минимизацию шаблонных ответов и домашних заготовок. Школа должна учить думать, рассуждать и понимать, поэтому для нас стоит вопрос – отказываться ли от жанра исторического сочинения или нет. Мы надеемся провести анализ и представить его итоги учительскому сообществу в форме методических рекомендаций не позднее 1 сентября».

Ранее Оксана Решетникова подчеркнула, что сейчас по всем предметам, не только по истории, задания ЕГЭ не направлены на то, чтобы «натаскать», – они нацелены на выявление широкого круга знаний, на умение самостоятельно рассуждать, оценивать, делать выводы. В экзаменационных моделях прослеживается уход от выполнения по заданному алгоритму. 

Кстати

Всего за время экзаменов за списывания были удалены 800 человек. Основные нарушения – шпаргалки, мобильные телефоны, камеры на одежде под видом пуговиц, вынос заданий из аудитории (кто-то переписывал задания на руку, выходил из помещения и потом возвращался с ответами). Пересдать ЕГЭ, а значит, и поступить в вуз эти выпускники смогут только через год.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах