Как эти реформы отражаются на детях и учителях? Рассуждает Ирина Широкова, педагог-психолог Новинской сельской школы Богородского района Нижегородской области.
Школьная корова
Юлия Борта, «АиФ»: Ирина Капитоновна, начав закрывать сельские школы, власти никак не могут остановиться: оптимизация продолжается в Тульской, Брянской областях, Пермском крае и других регионах...
Ирина Широкова: Наверное, есть некая экономическая целесообразность в таких решениях. Но не всё же можно измерять деньгами. Нужно учитывать и интересы людей, которые живут в этих посёлках. Ведь для кого-то это настоящая трагедия. Слышала, как директор одной из деревенских школ, которой грозит закрытие, защищал своё детище. В селе нет почти никакой работы, сельчане не видят денег месяцами. В школе 59 учеников, чуть ли не у половины - выпивающие матери. У него ничего нет, говорил директор, ни станков, ни тракторов, чтобы дать работу этим людям и спасти их от такого жуткого существования. Но у школы есть корова. Дети за ней ухаживают, надоят ведро молока, отнесут по кружке своим матерям, чтобы те с голоду не умерли. Как можно закрыть такую школу? Дети из таких семей, по сути, только в школе и видят нормальную жизнь. Школа - это их шанс вырваться из неблагополучного окружения. Перевести детей на обучение в интернаты? Но где гарантия, что психика ребёнка выдержит вдали от матери и семьи, какой бы она ни была? Так что нельзя подходить к оптимизации огульно.
Школа - это центр жизни и культуры в селе, она объединяет поколения. Например, наши ученики и молодые учителя обучают местных пенсионеров работе на компьютере. Закрыть школу - значит погубить всё село.
- Говорят, что сельские школы отстают от городских года на два...
- Не согласна! Посёлок Новинки находится всего в 5 км от Нижнего Новгорода, и многие его жители вполне могли бы возить детей в областной центр, но выбрали нашу сельскую школу. У нас в следующем году будет уже 550 учеников, пришло много молодых учителей. Недавно наши ребята стали победителями в одной из номинаций Всероссийского конкурса по робототехнике. Так что важно не место, в котором школа находится, а подход, отношение учителей к своей работе. Если учитель пришёл, отчитал «лекцию» и ушёл, так дети из такого урока усвоят только 7% информации. Известный педагог Е. Рачевский рассказывал, что у него есть учитель математики, который на уроке газетки читает, дети задачки решают, а ему только показывают. Вот это высший пилотаж - дети сами учатся, педагог только руководит процессом познания... Конечно, для этого детей надо сначала сильно заинтересовать учёбой. Сегодня, бывает, школа, наоборот, усиливает нежелание учиться, узнавать новое. А если ещё и учителю свой предмет глубоко неинтересен, в его глазах вечные скука и усталость, то что он может дать детям?
Бумагомарание
- Вводится новая система проверок качества обучения в школах. Что изменится?
- Желающих проверить школу и учителя с каждым днём находится всё больше. Кому нужно это бумагомарание? Поддержать нашу бумажную промышленность? Потому что есть большие сомнения, что эти отчёты вообще кто-то читает. И получится, что размах был огромный, а результат нулевой. Плюс проверки - это же немалые затраты.
- Со следующего года учителя должны соответствовать новому профстандарту.
- Судя по этому документу, все киношные супергерои такому учителю, соответствующему новому стандарту, в подмётки не годятся. Ведь он должен одновременно уметь работать с одарёнными и отстающими детьми, хулиганами, с ребятами, имеющими ограниченные возможности здоровья, знать иностранный язык, компьютерные технологии, иметь навыки психолога и много чего ещё. А где таких взять-то? Но если даже и воспитать такого, то зачем ему тогда школа? Суперчеловек пойдёт мир спасать, а не детей учить. Мы же обычные люди, а не компьютер, в который быстренько другую программу закачал - и он сразу по ней работает.
Чрезмерная любовь
- Ещё одна инициатива - создание родительского университета, сети центров по стране, где родителей будут учить развивать и воспитывать детей.
- И кто будет работать в этих центрах? Где взять столько профессиональных психологов, если они не в каждой школе сегодня есть? Хотя инициатива хорошая. Нередко мамы и бабушки чересчур опекают детей. Иногда вижу, как родители до 8-го класса провожают ребёнка в школу: идёт великовозрастный детёнок, а мама несёт за ним портфель и сменку. Я понимаю, родителям хочется продлить ребёнку детство, им кажется, что их дети перегружены учёбой, они недоиграли, недоели, недоспали, да и здоровье слабое... Во всём надо знать меру. Ребёнок уже со 2-го класса сам должен собирать портфель. Другой перегиб - постоянно сравнивать ребёнка с другими. Все разными темпами развиваются. Кто добился большего успеха: хорошист, который исправил одну ошибку и получил пятёрку, или троечник, который вместо десяти ошибок в диктанте сделал всего пять? Кто из них достоин большей похвалы?
- Некоторые психологи говорят, что оценки в школе вообще надо отменить: страх ошибиться и получить двойку или тройку убивает в детях любопытство, приводит к комплексам.
- Конечно, хотелось бы, чтобы учитель не ругал ребёнка за ошибку, не порицал его за неудачу. Кто-то из великих сказал: «Причина того, что я так много знаю, в том, что я делал много ошибок». Когда ребёнок находит пробелы в своих знаниях, он по-настоящему учится, извлекает уроки, глубже понимает материал. Если ученику дают понять, что ошибки - это плохо, то он, боясь дать неправильный ответ, просто бездумно зубрит учебник и никогда не проявляет инициативу. Навык находить ошибки и исправлять их может очень пригодиться во взрослой жизни. В Нижегородской области есть предприятие, которое производит детали для авиадвигателей. Так вот они ошибку возвели в разряд «бриллианта». Практиковался даже особый наряд на «бриллианты» для рабочих по поиску недочёта и ошибки. Потому что ошибка для них - это не просто кривая деталька с зазорами в неположенном месте. Это жизни людей. Так и в школе: учиться новому невозможно без промахов и падений. Ошибка - это не конец жизни, это возможность измениться.