Но готовы ли выпускники школ осваивать рабочие специальности? И что предлагает им система среднего профессионального образования (СПО)?
Нужны руки
Ещё несколько лет назад СПО не считалось престижным. 80% выпускников школ становились студентами вузов. Но «невидимая рука рынка», которая вопреки ожиданиям так и не отрегулировала российскую экономику, всё-таки дотянулась до колледжей и техникумов (аббревиатура ПТУ - профессионально-технические училища - из обихода ушла). Производству потребовались рабочие руки, но они оказались в дефиците. Зарплаты токарей, сварщиков, слесарей стали резко расти, а вместе с ними и интерес к этим профессиям. По данным Комитета по образованию Госдумы РФ, сегодня 42% выпускников выбирают учреждения СПО, конкурс в некоторые колледжи доходит до 23 человек на 1 место! Впрочем, мест хватает.
«Количество учебных заведений сократилось, когда колледжи и техникумы перешли в ведение регионов, - рассказывает Алексей Овчинников, директор Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета. - Однако бюджетные места и преподавательские ставки сохранились: оптимизация была проведена методом объединения».
А что с качеством образования? «Материально-техническая база этих учебных заведений варьируется в зависимости от регионов, - объясняет Светлана Крайчинская, замгендиректора по подготовке кадров союза «Ворлдскиллс Россия». - К сожалению, есть проблемы с мастерами производственного обучения. Эти специалисты долгое время не были востребованы, поэтому сегодня работают люди в возрасте, которые зачастую не владеют современными методиками преподавания».
Для решения этих проблем союз «Ворлдскиллс Россия» (он - часть мирового движения профессионалов) совместно с Министерством образования и науки РФ создаёт межрегиональные центры, где соберут лучшие кадры, оборудование, системы подготовки студентов. Уже отобраны 716 мастеров по 10 самым востребованным специальностям. Для повышения уважения к людям труда четвёртый год подряд в нашей стране провели чемпионат «Молодые профессионалы», а в 2019 г. в Казани пройдёт мировое первенство по рабочим профессиям.
Девушки и беспилотники
«Сегодня техникумы и колледжи предлагают два типа специальностей», - поясняет Алексей Овчинников. Массовые (повар, строитель, автомеханик) «заточены» на быстрый выход на рынок труда. После окончания курсов автомехаников или кондитеров многие начинают своё дело. Вторая категория - высокотехнологичные специальности. В одних регионах, например, актуально учиться на техника по ремонту авиационных двигателей, а где-то требуются - и обучаются - специалисты по сварке труб широкого диаметра. Появились и новые профессии, такие как оператор беспилотного летающего аппарата или специалист по ремонту движущихся автоматических систем. Общая тенденция, говорят эксперты, такова: современный выпускник колледжа - это не рабочий в грязной спецовке, а высококлассный мастер своего дела. Например, оператор станков с ЧПУ (числовым программным управлением) должен уметь хорошо программировать. Именно поэтому в традиционно «мужские» специальности, такие как токарь или фрезеровщик, теперь идёт всё больше девушек.