587 школ и 53 колледжа
Сеть образовательных организаций Москвы на сегодня включает в себя 587 «больших» школ (многопрофильных образовательных учреждений) и 53 колледжа. Развитие комплексов, обеспечивающих многопрофильность программ обучения, разнообразие дополнительного образования, массовое участие в интеллектуальных соревнованиях - всё это факторы повышения качества образования.
Несколько зданий, принадлежащих школе, позволяют создавать «школы ступеней», когда дети разных уровней обучения занимают отдельные здания. Где-то условия позволяют «расселить» дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников. А там, где такое дробное деление пока невозможно, в отдельных корпусах обучаются 1-5-е и 6-11-е классы на основании сходства образовательной среды, педагогических подходов и построения учебного дня.
В школах с большой площадью легче организовывать образовательные проекты, благодаря которым выпускник уйдёт в вуз с углублёнными предпрофессиональными знаниями по будущей специальности. 98 школ Москвы открыли в своих стенах инженерные классы, 72 - медицинские, 37 образовательных организаций подключились к проекту «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования», в проекте «Академический (научно-технологический) класс» участвуют 10 школ, кадетские классы открыты в 168 образовательных организациях.
«АиФ» побывал в школе, где открыты инженерные и медицинские классы. Оснащение кабинетов и лабораторий впечатляет. «Все школы, участвующие в проектах, получили современное высокотехнологичное оборудование, - подтверждает директор школы № 2098 «Многопрофильный образовательный центр» им. Доватора Надежда Перфилова, - цифровую лабораторию, медицинские тренажёры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи, 3D-моделирования, изучения структуры материалов, геодезические приборы и нанотехнологические комплексы. Всего в образовательные учреждения столицы поставили более 90 различных наименований оборудования, в том числе атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования.
И оснащение, например, инженерной лаборатории заставило педагогов пересмотреть форму занятий, ведь, чтобы создать 3D-модель детали автомобиля, необходимы знания из области физики, информатики, технологии, математики. Поэтому занятия в лаборатории стали межпредметными. А учителя, работающие в медицинском классе, ежегодно повышают квалификацию на курсах Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова. Кроме того, во всех профильных классах у нас работают преподаватели вузов.
Все ли выпускники таких классов идут в вуз именно по тем направлениям, по которым занимались в медицинских и инженерных классах? В нашем образовательном комплексе предпрофильное образование закладывается уже с 7-го класса, тем самым мы стараемся снизить риск неправильного выбора профиля. Но в жизни может случиться всякое, и, разумеется, право выбора профиля для семьи сохраняется. Что касается статистики, то выпускники медицинского класса этого года теперь осваивают в вузе лечебное дело, изучают фармацию, кто-то решил посвятить свою жизнь ветеринарии, многие поступили на педиатрию и стоматологию. Выпускники инженерного класса получают ведущие инженерные специальности, а некоторые выбрали информационные технологии».
ЕГЭ: сдают всё лучше
Перспективным направлением развития системы образования считается мегапроект «Московская электронная школа», стартовавший в 2016 г. У школьников вместо учебников появились планшеты, а обычные дневники заменили на электронные. Каждый кабинет оснащён интерактивными классными досками. Учителя черпают сценарии уроков в электронной библиотеке, состоящей из 15 тыс. сценариев. Библиотека хранит 300 учебных пособий и 200 интерактивных приложений. Благодаря выходу в Интернет удобно посещать виртуальные образовательные экскурсии в естественно-научных музеях, культурно-исторических и природных объектах по всему миру.
Учительская профессия стала настолько творческой, вдохновляющей на новые подходы, что педагогам хочется делиться ими. Недавно в Москве Ассоциация свободных учителей запустила портал «Народная учительская электронная методическая среда» с эффективными педагогическими практиками и банком оригинальных упражнений и задач.
У творчески настроенных московских учителей в творческом поиске находятся и ученики: в школах полным ходом идёт проектная деятельность.
В школе «Глория», у которой до присоединения новых зданий проекты защищали всего 50-60 девятиклассников, сейчас это делают 240 учащихся 9-х классов: «На XV школьной научно-практической конференции ребята выступали в секциях английского языка, физики, химии, экологии, математики, ИКТ-проектирования, словесности и искусства, истории и социальных проектов, в секции «Человек и его здоровье», - рассказывает директор школы «Глория» Ирина Патрикеева. - Например, были представлены проекты «Спорт как средство политики (на примере истории шахмат в России)», «Организация экопарковки», «Робот, распознающий звук», «Влияние личностных характеристик на запоминание информации у человека», «Оптические иллюзии в искусстве», «Получение блюд молекулярной кухни в домашних условиях» и «Решение задачи оптимальной рассадки пассажиров в самолёте».
Новые образовательные подходы вкупе с традиционными дают рост качества знаний и конкурентоспособности выпускников. В прошлом учебном году по итогам Единого госэкзамена по трём предметам 17,3 тыс. выпускников московских школ набрали 220 баллов и больше. В 2010-м таких было 6,8 тыс.
Кстати, о ЕГЭ. 26 февраля родители могут попробовать свои силы в написании ЕГЭ вместе с детьми. Регистрация - на сайте Московского центра качества образования.

Двойки, за которые не ругают
Сегодня в школах инклюзивно обучаются 11 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Это 100% изъявивших такое желание. Для них созданы все необходимые условия. В частности, в 2017-м было возведено 11 школ и 5 детских садов, здания которых полностью приспособлены для доступа маломобильных учеников.
По итогам III Национального чемпионата профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс Россия» сборная Москвы заняла 1-е место, завоевав 114 медалей.
Говоря о создании условий для социальной и образовательной успешности каждого жителя, школы имеют в виду и учеников с невысокими оценками. Учителя не перестают убеждать родителей, что хроническая неуспешность двоечника зачастую связана не с прогулами или пропусками уроков по болезни, а с особенностями детей. Им нужны правильно подобранная, адаптированная программа, обучение в малых группах, которые школа благодаря своему бюджету способна организовать.
И это тоже вклад в повышение качества столичного образования. А одним из инструментов мотивации к достижению лучших образовательных результатов являются гранты мэра Москвы. Они ежегодно присуждаются школам с высочайшими достижениями. В 2017-м размер грантов увеличили в два раза: 20 грантов по 30 млн руб., 50 грантов по 20 млн руб., 100 грантов по 10 млн руб., 50 грантов (за создание в школах благоприятной социокультурной среды) по 4 млн руб. И если раньше средства грантов могли быть направлены на развитие материально-технической базы школ, то с этого года школы-получатели могут использовать их только на материальное поощрение сотрудников.
Открытый диалог. Московская школа дает ученикам возможность высказаться
История своего района. Московские школьники займутся краеведением
На уроки шагом марш! Кадетские классы есть уже в 168 московских школах
Собянин учредил гранты авторам пособий «Московской электронной школы»
В ногу со временем. Школьное образование в Москве активно развивается