Примерное время чтения: 4 минуты
3689

Так ли уж нужно поголовное высшее образование? За и против

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. То, что докторская прописала. Сколько на самом деле мяса в варёной колбасе 24/05/2023
Алексей Майшев / РИА Новости

Начинаются выпускные экзамены в школах. А дальше выпускники будут определятся, где продолжать обучение. По данным опросов ВЦИОМ, 47% респондентов уверены: хорошо оплачиваемую работу гарантирует высшее образование. При этом предприятия испытывают острейшую за последние 25 лет нехватку кадров и ждут окончивших не вузы, а колледжи. Так с каким образованием человек быстрее найдёт своё место – с высшим или средним специальным?

За

Ольга Матвиевич, мама двух дочерей, Иркутская обл.

У меня две взрослые дочери, и обе получили высшее образование – никакие колледжи и техникумы я даже не рассматривала.

Думаю, в таком выборе большую роль сыграл мой личный опыт. У меня среднее специальное образование. Я ещё в школе решила, что буду работать в детском саду, поэтому окончила педагогический колледж. Счастливо проработала воспитателем 20 лет, а потом меня повысили до старшего воспитателя. Это и другая зарплата, и другая ответственность, и в целом другой уровень. Однако потом мою должность в моём детском саду переименовали в заместителя заведующего учреждением. А на этом посту без диплома вуза уже работать нельзя, так что мне пришлось вернуться на мою прежнюю позицию – получать высшее образование во взрослом возрасте уже не было возможности.

Поэтому убеждена: без выс­шего образования у человека ограничены карьерные возможности, и, если он хочет добиться чего-то серьёзного, ему придётся получать диплом. И лучше сделать это вовремя.

Да, можно выучиться на слесаря и работать руками, но без диплома не стать инженером. Да и в случае если человек решил поменять сферу деятельности, а на новом месте работа не заладилась, вновь вернуться на прежние позиции будет проще. Моя младшая дочь получила экономическое образование в вузе, какое-то время проработала в банке, а потом решила уйти в «самостоятельное плавание» и стать мастером маникюра. Деньги примерно те же, как и на своей банковской должности, но уже поняла, что физически это более тяжёлый труд. Она может вернуться в банк, слава богу, что у неё есть возможность выбирать.

К тому же диплом – это не просто корочка. В университете учат учиться, искать и анализировать информацию. Это определённая академическая среда, которая не может не влиять на студента, на его интеллектуальный уровень и амбиции.

Против

Алексей Ефимкин, главный инженер предприятия по строительству садовых и дачных домов, Владивосток

Объясню на собственном опыте, почему я не поддер­живаю идею о поголовном высшем образовании. Когда мы запускали наш проект, столкнулись с огромной нехваткой рабочих рук. Те, кто хоть что-то умеет делать именно руками, сейчас нарасхват.

Обычный слесарь, который у нас работает на сборочной линии, зарабатывает не менее 80 тыс. руб. в месяц. Да, работа не самая комфортная. Но прелесть её в том, что ты физически можешь потрогать результаты своего труда. Это не эфемерные строчки в отчётах, это реальные дома, которыми ты можешь ­гордиться. Мы с женой из рабочих семей, и я, и она окончили ПТУ, всю жизнь работали руками. Когда подрос сын, на семейном совете решили: родители достаточно побегали по стройкам, пусть сын учится на юриста. В результате с дипломом престижного вуза он работает у нас начальником одного из сборочных участков – после университета два года помаялся, пытаясь трудоустроиться. Был момент, когда сын работал официантом в ресторане. В его смене из 9 коллег 8 были с высшим образованием, а девятый – студент выпускного курса. Так есть ли смысл вкладывать средства в обучение ребёнка, чтобы он потом тарелки разносил?

Когда мы его взяли к себе, пришлось, по сути, давать ему азы рабочих профессий. И где-то через полгода после начала работы он отвёл меня в сторону и признался, что жалеет о четырёх университетских годах: мол, лучше бы сразу в технический колледж пошёл, чтобы с опытными рабочими на одном языке мог разговаривать.

Мы как-то подсчитали: 48% сотрудников у нас – из Средней Азии, 22% – это наши местные выпускники профессиональных образовательных учреждений, 13% – это работники, которые после школы нигде больше не учились, а 17% – это ребята с высшим образованием. Знали бы мы такой расклад раньше, не отправляли бы сына в вуз.

 
Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах