Школы получат право вводить шестидневку и делать субботу учебным днём. Об этом заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
«Мы направили рекомендации в регионы, — пояснил Кравцов. — Каждая школа, в зависимости от того, насколько долго была на карантине либо продлевала каникулы, выстраивает образовательный процесс... в соответствии с тем уровнем результатов, которые школьники продемонстрировали по итогам срезов знаний».
Предполагается, что шестидневку могут ввести для учеников 5-11 классов, которые несколько месяцев учились дистанционно. Начальной школы это не коснётся. Но вот поможет ли такая мера догнать учебную программу и повысить уровень знаний? Или просто уморит учеников, которым и так приходится нелегко во время третьей четверти?
«Многие родители нынешних школьников, которые ходили в школу в 80-е, учились шесть дней в неделю. И ни у кого не было даже мысли, что суббота может быть не учебным днем, — говорит завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук Константин Зискин. — К эффективности учебного процесса пятидневка или шестидневка не имеют никакого отношения. Это чисто организационное мероприятие, никак не связанное с педагогикой. Примерно из той же серии вопрос, отчего уроки начинаются в полдевятого в большинстве школ. Вовсе не потому, что утром учебный материал усваивается лучше. Ведь есть люди, которым удобнее учиться во второй половине дня или днём, не с раннего утра. Такое расписание сделано исключительно для того, чтобы родители отправили ребёнка в школу и пошли на работу. Если беспристрастно посмотреть на школьную практику, несложно увидеть, что задача освоения образовательной программы в школе — не первая, а то и не вторая по приоритетам. Первый приоритет — дать возможность родителям работать. Второй — социализация и гражданственность. Формирование культурных, национальных, гражданских ценностей. И третий — это как раз образовательная программа. Большинство организационных решений, которые принимаются в образовании, исходят более или менее из этой системы приоритетов.
Поэтому решение дать школам право вводить шестидневную учебную неделю — тоже организационное, оно не имеет отношения к освоению программы и эффективности учебного процесса, а связано с социальными или политическими вопросами. И это вовсе не значит, что будет плохо — мол, у детей не останется времени отдохнуть и т. п. Можно и в пятидневке замучить детей уроками больше, чем за шесть дней учёбы.
Кстати, возможен и ещё один небесполезный эффект от такого решения. У многих семей упал уровень доходов. Если раньше в выходные многие ходили в торгово-развлекательные центры, кататься на лыжах и т. д., то теперь на развлечения денег меньше. А «развлечения» в школе в данном случае дешевле. И это тоже способ снизить социальную напряженность».
Вообще, эффективность обучения зависит в большей степени от мастерства работы учителя, а не от количества уроков.
«Один из показателей такого мастерства — домашние задания, — считает Зискин. — Если учитель умеет, например, задавать задания так, что ребёнок, приходя домой, хочет их сделать ещё до того, как сел обедать, то он учится лучше. Эффективность обучения зависит от активности, вовлеченности ребенка. Чем меньше дети слушают учителя и отвечают на вопросы и чем больше делают сами, тем эффективнее обучение. Главная работа учителя — организация учебного процесса и мотивация детей. От этого зависит 80-90% успеха в обучении. Был ли так неэффективен дистант, что нужно вводить дополнительные дни обучения? Опять же, зависит от учителя. Многие педагоги оказались не готовы к дистанционному формату — и технически, и методически. Взаимодействие с учениками дистанционно имеет свою специфику. Этому нужно учиться. Будущее, скорее всего, за смешанным обучением — частично онлайн, частично офлайн. А сколько дней — пять или шесть в неделю — вопрос несущественный».