aif.ru counter
5891

Дмитрий Быков: у наших детей выдающийся интеллект!

«Умников у нас до сих пор презирают! И это проблема...» — считает известный писатель и педагог Дмитрий Быков.

Дмитрий Быков.
Дмитрий Быков. © / www.russianlook.com

Воспитание зомби

Сергей Грачёв, «АиФ»: Дмитрий, как минимум два раза в год — в начале учебного года и в конце — в обществе обсуждаются вопросы школьного образования. Практически все согласны с тем, что нужно что-то кардинально менять. В то же время есть ощущение, что с момента введения ЕГЭ, который все нещадно хают, кардинально в школе ничего не менялось.

Досье
Дмитрий Быков. Родился в Москве в 1967 г. Писатель, поэт, журналист, педагог. Автор романов «Орфо- графия», «Эвакуатор», «ЖД», «Икс», «Сигналы» и др. Лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Дмитрий Быков: Образование — сфера деликатная и сложная, и говорить о ней в идеале должны специалисты. А они знают, что проблем в этой сфере — как и у всей России — две. Первая: дефицит денег, мешающий привлечь в школу новых людей, и малые возможности профессионального и карь­ерного роста. Учитель — профессия, требующая огромных нервных и физических затрат. Попробуйте дать пять уроков подряд (бывает и больше), а вечером проверить сочинения — посмотрю я на вас. Это профессия молодых, быстрых людей с хорошей реакцией, с идеальной памятью, с отличной физической формой (плох учитель, который весь урок проводит сидя). Поэтому учителям нужны высокие зарплаты, но главное — перс­пективы. Чтобы к 40 годам он становился методистом и учил начинающих коллег, а в школе оставался, только если ему этого очень хочется или нужно для тонуса; чтобы учитель ездил за рубеж обмениваться опытом — и не только на Запад, но и на Восток, где этот опыт копился тысячелетиями (уверяю вас, это была бы лучшая народная дипломатия). Чтобы учитель, если он доказал своё право на это (например, победой в конкурсе «Учитель года»), давал в прайм-тайм открытые уроки по телевидению.

— Про недостаток средств и внимания со стороны государства — понятно. А в чём суть второй проблемы?

— В устаревших методиках да и самих программах обучения. Мы всё ещё учим по старинке: пол-урока объясняем, пол-урока спрашиваем. Но класс должен быть постоянно включён в дискуссию. Сведения можно почерпнуть из Интернета: учитель должен объяснять, где их брать и как с ними обращаться. Воспитывать умение самостоятельно мыслить, сопротивляться любому зомбированию — вот что необходимо в первую очередь.

— Кстати, а почему за столько лет советской истории у нас на генетическом уровне не выработался иммунитет к пропаганде? Почему у нас люди верят любой чуши?

— Потому что на уроках ученикам долдонят советские штампы, а они в окне ворон считают. Скучно им. Начнут долдонить другое — они и другое будут так же некритично повторять, как повторяли в конце 80-х. Критика где? Активность? Умение не соглашаться? И это не вопрос реформ. Нужно выдумывать новые способы контроля знаний, пускать детей в лаборатории, в университеты, на производство. Создавать школьные предприятия, как бывало в СССР. Доверять им делать собственные газеты и выпускать собственную валюту, как предлагал Януш Корчак (польский педагог, писатель, общественный деятель. — Ред.). Да и вообще, что из методик Корчака, Песталоцци, Сухомлинского помнят сегодня? В советское время имена педагогов-новаторов — Шаталова, Ильина, Соловейчика — знала вся страна, о них страстно спорили. А сегодня? Много ли вы знаете выдающихся учителей? Учить надо так, чтобы у ребёнка появлялось здоровое тщеславие, тяга к лидерству, чтобы ему было интересно и почётно считаться умным, — а у нас умников презирают, как в любом хулиганском сообществе. Заставьте школьника поучаствовать в дискуссии эволюционистов с креационистами, авангардистов с консерваторами, славяно-филов с западниками — словом, пока наша школа не освоит новые методики обучения, ролевые игры, лабораторные практикумы, пока этот опыт не будет тиражироваться, пока эта проб­лема не вернётся в СМИ, вы так и будете жить в позапрошлом веке, и то в гимназиях преподавали лучше. Педагогика ведь — как театр, это дело живое и глубоко личное.

Позиция зрителя

— Правильно ли я понимаю, вы согласны, что система образования должна оставаться самой консервативной системой, а её у нас зареформировали?

— Кто вам сказал, что педагогика — консервативное дело? Наука бежит вперёд — не угнаться, социология, экономика — всё стремительно обновляется, литература во всём мире осваивает небывалые повествовательные техники, а вы говорите о консерватизме педагогики! Да чтобы успеть за темпами развития сегодняшнего школьника, она должна кипеть и бурлить, искать небывалые методики, рваться вон из класса — на передний край науки и общественной борьбы!

— Но школьники сегодня зачастую не знают, кто победил во Второй мировой войне!

— А при чём тут Вторая мировая война? Тут третья на носу, если она уже не началась, а мы всё требуем от детей знания дат (которых всё больше) и догм (которые всё древнее). Учить ребёнка ориентироваться в стремительно меняющемся мире, а не вбивать в него готовые и чаще всего лживые штампы — вот что требуется от педагога, если он не хочет заплесневеть ещё до пенсии.

— Лет 5-7 назад говорили о том, что выросло «непоротое поколение», которое не боится ни власти, ни чёрта. Сегодня так уже мало кто считает. Вообще, почему чеховский тезис про выдавливание из себя раба столько десятилетий остаётся актуальным в России, причём применительно ко всем поколениям?

— Сегодня это не рабство — или, по крайней мере, рабство особого рода. Я своим принстонским студентам задал недавно вопрос: «В России все демонстрируют лояльность, а в душе сами насмехаются над любой властью — отсюда культура анекдота, эзоповой речи, внутренней эмиграции. Как по-вашему: это такая свобода или, напротив, такой социальный паралич?» На что самый умный мальчик мне ответил: «Вы напрасно считаете эти вещи взаимоисключающими». Да, это такое специфическое общественное сознание, которое не участвует в истории. Позиция зрителя: до поры до времени его ничто не касается. А потом он раз в сто лет обрушивает театр — лишь затем, чтобы выстроить новый, модернизированный. Я боюсь, что нынешнее поколение обладает теми же зрительскими навыками и не относится всерьёз к происходящему на сцене. Вся надежда — на интеллектуальный взрыв последних двух-трёх лет, который я наблюдаю в равной степени в Москве, Сибири, на Дальнем Востоке... У этих детей выдающийся интеллект, непонятно откуда взявшийся: может, сработали айфоны.

— Но ведь айфон никого не делает умнее, напротив, от него иногда слабеет память, потому что всё можно проверить и найти через поисковик...

— Да, но он приобщает к широкому всемирному контексту. Но не думаю, что дело только в нём. Скорее перед нами какое-то накопление, критическая масса ещё неучтённых обстоятельств. И вот на них я надеюсь, потому что совесть — по-моему, всё-таки функция от интеллекта. И эмпатия, способность к сопереживанию, — следствие развитого вооб­ражения. И потом, мир очень сильно зависит от нескольких, пусть не очень больших, кружков настоящих единомышленников. Сейчас таких сред опять стало много, и они не позволяют скурвиться.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Юрий Путинцев
    |
    19:40
    05.09.2015
    2
    +
    -
    Для начала не мешало бы понять, что «умный» и «образованный» - это не одно и то же. Образованный человек, к сожалению, бывает и подлым. Талант может быть использован и на пользу человечеству, и на преступную деятельность. Есть легендарно талантливые карманники, медвежатники, мошенники. А что уж говорить о шпионах: тут и аналитический ум нужен, и память, и широкий кругозор; надо разбираться в технике, искусстве, в психологии… Вот под этим углом я бы посмотрел на утверждение Д. Быкова: «Умников у нас до сих пор презирают! И это проблема...». Из какого пальца высосал эту проблему Д. Быков, получивший возможность свободного стёба в АиФ с его двухмиллионным тиражом? Не умников у нас презирают, а хитро жутких (так скажем), самовлюблённых карьеристов, не упускающих возможности безнаказанно полаять из-подворотни. «Вот то-то мне и духу придаёт, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки» - откровенно признаётся Моська. Человек, пишущий, публикующий и читающий на радиостанциях «Дождь» и «Эхо Москвы» пасквили на президента страны, учит российских детей, а затем «своим принстонским студентам» рассказывает о том, что «в России все демонстрируют лояльность, а в душе сами насмехаются над любой властью». Сам он вырос в семье учительницы русского языка и литературы, получил образование в советской (московской) школе, окончил журфак МГУ, где, видимо, и подхватил бациллу постоянного выпендрёжа и издевательского отношения к своей умирающей стране. Этому призывает он и учить детей в школе. Эка беда, что «школьники сегодня зачастую не знают, кто победил во Второй мировой войне»! «А при чём тут Вторая мировая война? – отвечает он С, Грачёву. - Тут третья на носу, если она уже не началась, а мы всё требуем от детей знания дат (которых всё больше) и догм (которые всё древнее)». А зачем учить детей классической литературе, когда есть Интернет? А таблицу умножения надо знать, или достаточно калькулятора в мобильнике? А мозги у его учеников не перестанут работать? Или это как раз и надо для манипулирования их сознанием? Главное, видимо, в том, чтобы научить быть всегда в оппозиции, не доверять никакой власти! Быков убеждён, что умные – это оппозиция, а Путина поддерживают рабы, считающие ворон! По его басне - умно и правильно живёт Стрекоза, а Муравей – раб, не достойный хорошей жизни даже после смерти. «Талантливо», а главное – не по шаблону! Вот при таких-то учителях и школа - с «плесенью».
  2. Ваш ДК
    |
    05:24
    03.09.2015
    2
    +
    -
    Вот взять, к примеру, амебу.... Она отлично ориентируется в стремительно меняющемся мире. Вот плюнули в чашечку Петри, она и потекла в другую сторону....... Но амеба, будь она трижды дезинтерийная, не сможет ни предсказать дату следующего плевка, ни, тем более, точно идентифицировать плюнувшего, так как не долдонила нудных дат........
Комментарии (7)
  1. Ваш ДК
    |
    05:24
    03.09.2015
    2
    +
    -
    Вот взять, к примеру, амебу.... Она отлично ориентируется в стремительно меняющемся мире. Вот плюнули в чашечку Петри, она и потекла в другую сторону....... Но амеба, будь она трижды дезинтерийная, не сможет ни предсказать дату следующего плевка, ни, тем более, точно идентифицировать плюнувшего, так как не долдонила нудных дат........
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что изменится в ЕГЭ в 2020 году?
  2. Что известно о фильме «Матрица 4»?
  3. Кто такая Александра Назарова?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ