Минпросвещения утвердит новые федеральные государственные образовательные стандарты для школ — и второй иностранный язык может исчезнуть из обязательных программ.
Обучать детей второму иностранному языку с 5-го до 9-го класса школы обязали в 2015 г. Но разрешили исполнять закон по мере готовности. Так что некоторые ввели второй язык только 2–3 года назад. Каковы итоги эксперимента?
«Это мучение для всех»
Согласно опросам, 65% родителей недовольны качеством изучения второго иностранного языка и считают, что большинству учеников он не нужен. И даже у тех, кто хотел бы, чтобы их ребёнок учил второй иняз, часто основной аргумент «за» — «ради ознакомления и расширения кругозора». Понятно, что за 1–2 года (36 часов, по одному уроку в неделю) нормально выучить язык невозможно. И кстати, почему нужно закончить изучение в 9-м классе? Чтобы получить оценку в аттестат и забыть?
«В 7-м классе у сына ввели плюс к английскому немецкий язык. Один раз в неделю. На деле же уроки проводились 1–2 раза в месяц — учитель то на больничном, то на учёбе, то заменяет других педагогов. Итог — выучили несколько слов на немецком. И стоило ради этого убивать время? Лучше бы по математике часов добавили», — поделилась мама старшеклассника Ирина.
«Дочка учится в гуманитарном классе, поэтому второй язык обязателен. Думаю, он всем не помешает, хотя бы для ознакомления и общего развития. Но только если в школе есть грамотные преподаватели. Сейчас у дочки в классе и с первым — английским — беда. Учительница приехала из южного региона, говорит с акцентом. Объяснить и на русском толком не может. Заставляет зазубривать наизусть текст за текстом. И кому нужно такое обучение?» — возмущается мама 9-классницы Насти из Подмосковья.
«Я знаю больше примеров изучения второго языка со знаком плюс, чем минус, — говорит учитель английского языка московской школы № 1253 с 20-летним стажем Надежда Иванченко. — Изучать второй иностранный язык в 7–8-м классе поздновато, это не даст глубины знания. Хорошо, когда учат с 5-го класса, регулярно, с мотивированными детьми и хорошими преподавателями. А что есть сейчас? К окончанию 9-го класса ученик должен прослушать курс в течение года или двух. Занятие пустое, для галочки. Но он его учит, потому что для аттестата об общем образовании положено столько-то часов второго языка. Если нет мотивации, то нет и успеха. Это мучение и для детей, и для учителей».
Надежда Иванченко убеждена: нужно оставить возможность изучения второго иностранного языка по желанию и предлагать с 5-го класса как бесплатное допобразование. Ведь изучение языков стоит немалых денег, и не все могут себе это позволить. А для большинства достаточно изучения одного иностранного языка, и стоит подумать над тем, как преподавать его хорошо во всех школах. Увы, ситуация, когда дети 10 лет учат иностранный язык и, выходя из школы, не могут на нём говорить, нередка.
Выучил и забыл?
«Здесь несколько причин, — считает преподаватель английского языка в аспирантуре ЦАГИ и переводчик Марина Власова. — Изучение иностранного языка в большинстве школ начинается со 2-го класса. Далеко не все дети к этому времени имеют хорошо сформированную речь на родном языке. А любой студент факультета иностранных языков педвузов помнит простую истину: нельзя начинать преподавание иностранного языка, если у ребёнка имеются логопедические проблемы.
И что такое два урока в неделю по 45 минут? Учитель должен пройти объёмную программу и отчитаться, что научил. Такая гонка приводит к тому, что у детей знания в голове не укладываются. Родителям приходится нанимать репетиторов уже с начальной школы или самим заниматься с детьми. Если уж мы хотим учить иностранному языку со 2-го класса, может, сделать его факультативным на первых порах? Наверняка почти все захотят ходить. Если занятия проводить в игровой форме и не ставить оценки, то дети увлекутся и дальше английский сам по себе пойдёт. А у нас в конечном счёте учение превращается в обязаловку с необходимым минимумом слов».
Есть и более серьёзная проблема — устаревшие учебники и методики. По словам Марины Власовой, часть учебников настолько кондовые и не подходят современным детям, что в буквальном смысле вредят. Но во многих школах продолжают на них сидеть. «Самое забавное, что нет корреляции между количеством часов, программами и заданиями ВПР и ЕГЭ, ОГЭ, — отмечает эксперт. — Дети проходят не то, что они в конечном счёте пишут в итоговых работах. Идёт захламление головы ребёнка ненужным материалом».
Хлеб для репетиторов
На языке нужно постоянно общаться. У нас же всё сводится к перечитыванию текстов, заучиванию слов. Выучил, написал диктант, оценку получил и забыл. А ведь язык постоянно меняется. Некоторые слова выходят из употребления, появляются новые. А дети учат то же, что их родители, бабушки и дедушки.
«Иностранный у многих ребят не становится языком, нужным для жизни, — соглашается руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Осталась пока старая система обучения языкам — это отдельные предметы по 2 часа в неделю. Ребята не изучают другие дисциплины на иностранных языках, как было в языковых спецшколах. В простых школах в лучшем случае ребята умели переводить со словарём и пересказывать тексты по типу „мама учитель, папа работает на заводе, наша семья живёт в большом городе“. Язык перегружен изучением грамматики, тем самым он не становится живым. У нас немало школ в национальных республиках, где кроме русского языка дети учат ещё и родной язык. Вместе со вторым иностранным получается четыре языка, три из которых иностранные. Это перегруз».
«Как тут вводить второй иностранный, если дети ещё с одним не успели разобраться и почти поголовно ходят к репетиторам? И зачем обременять всех и толкать семьи на новые траты? — недоумевает Марина Власова. — Видимо, удобно, когда это висит на родителях».
Большинство родителей и преподавателей согласны, что второй иностранный язык нужно изучать по желанию.
«Там, где есть возможность качественно преподавать второй иностранный язык, её надо сохранить, — убеждена Ирина Абанкина. — Я бы не стала выносить изучение второго иностранного языка в факультативную часть, которая может быстро перейти в платную. А вот экзотические языки — японский, португальский, китайский и т. д. — можно вводить на платной основе факультативно».
Главное — учить второй иняз как живой язык коммуникаций, а не долбить ещё одну грамматику. Существует интересный опыт школ Дальнего Востока. Дети изучают второй язык по качественным программам онлайн. Учитель же работает как тьютор — помогает организоваться в группы, выполнять задания.
Насильно никого хорошо научить нельзя. Если ребёнок захочет выучить иностранный язык, то он сделает это и сам. А школа может в этом помочь. Или навсегда отбить желание.
Некому учить?
Стоит ли все школы поголовно обязывать обучать детей второму иностранному языку, когда многие без репетиторов не могут освоить и один?
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» п. Большое Исаково Калининградской обл.:
— Безусловно, изучение второго иностранного языка расширяет кругозор, повышает качество развития ребёнка. Но это всё теоретический разговор. Ключевая проблема — кадровый дефицит. Во многих школах, особенно в удалённых, сельских, сложно найти одного учителя иностранного. А если уж обязать их вводить второй язык, это просто невыполнимое требование. Вторая проблема — мотивация. У нас не так сильны связи с внешним миром. И ребёнку очень сложно самому себе объяснить, почему ему вообще надо говорить на другом языке, а уж тем более на двух.
Да, европейская норма — это два, а то и три языка кроме родного. И это позволяет людям путешествовать, развивать бизнес, общаться, устанавливать культурные, научные связи, продолжать образование в разных странах. Но я не могу сказать, что это для всех наших детей сейчас достаточный мотиватор. В нашей школе с самого первого года введения нового образовательного стандарта прошла апробация по изучению второго иностранного языка. Предлагали на выбор семьям учеников французский, польский и немецкий. В силу особенностей нашего региона немецкий вызвал больший интерес. У нас налажены контакты с польскими, немецкими, шведскими школами. К детям приезжают их сверстники, и сами они имеют возможность побывать, например, в Польше. Польские школьники неплохо владеют английским языком — на нём и происходит общение. Русский язык молодые поляки уже почти не знают в отличие от старшего поколения. Конечно, в такой ситуации детям не надо рассказывать, зачем учить иностранный язык. Но далеко не в каждой школе имеются столь чёткие условия для мотивации. Поэтому второй язык превращается в напряжение, лишнее распыление сил. Особенно для тех, кому язык и так даётся непросто.
Здорово, когда есть потребность и возможность изучать второй иностранный язык. Но я бы оставил это именно как возможность, а не как обязанность.