Примерное время чтения: 4 минуты
267

Сделать любое устройство самому. Уроки робототехники в московских школах

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В последние годы занятия робототехникой стали очень популярны среди московских школьников. Но споры о том, нужно ли преподавать робототехнику в школе, не прекращаются до сих пор. Это и понятно, ведь она находится на стыке многих прикладных дисциплин: программирования, математики, физики, инженерии в широком смысле слова. Объединить все в одном предмете вряд ли получится. Поэтому робототехнику либо интегрируют в уроки технологии, либо вводят отдельным курсом, либо преподают в рамках системы дополнительного образования. При этом в московских школах открываются инженерные классы, где на уроках можно заниматься электроникой, моделированием, программированием, созданием технических проектов, которые являются составными частями этой дисциплины.

В Москве довольно много и коммерческих, и бесплатных кружков для занятий робототехникой. Когда ребенок приходит туда, очень трудно предсказать, чем именно он будет заниматься: интернетом вещей, летающими роботами или созданием каких-то инженерных систем. В любом случае робототехнику стоит рассматривать как средство развития современных навыков, а не только как необходимость воспитать огромное число инженеров. Например, умную теплицу уже изобрели, но для конкретного ребенка ее создание — это открытие. Для этого ему пришлось изучать программирование, биологию и даже учиться паять.

Преподаватель Центра педагогического мастерства Сергей Мустафин, занимающийся концептуальным развитием Московской робототехнической олимпиады, советует каждому ребенку хотя бы попробовать себя в робототехнике. «Своими руками, используя новые технологии, вы можете сделать любое устройство, которое выдумали. Дети иногда мыслят так неординарно, что могут придумать то, что до них никто не придумал. А московское образовательное пространство позволяет это сделать», — считает он.

Применять теорию на практике

Растущая популярность робототехники привела к возникновению новых соревнований. Так, в столице проводятся разные состязания по этому направлению: Московская олимпиада школьников, Турнир двух столиц, Московская командная олимпиада по робототехнике. А Всероссийская олимпиада по технологии уже третий год включает практические задания по робототехнике.

Центр педагогического мастерства второй раз проводит свою олимпиаду. В отличие от других она не столько соревновательная, сколько образовательная. Как рассказала президент Ассоциации учителей робототехники, руководитель лаборатории инженерных образовательных проектов ЦПМ Наталья Петровская, для каждой возрастной группы предлагаются два типа заданий: на механику и на алгоритмику.

Осенью и в январе на нескольких площадках проводятся два отборочных этапа олимпиады. В течение двух недель участники могут прийти на любую из них и выполнить задание. После этого школьники получают сертификаты с указанием процента выполнения задания. По результатам двух отборочных этапов дети, успешно справившиеся с нормативом, приглашаются на очный финал. Там к заданию, известному заранее, предлагается дополнительное. Его нужно решить без чьей-либо помощи за короткий промежуток времени.

Традиционные робототехнические соревнования чаще всего проходят по заранее известным регламентам. Нужно собрать робота, запрограммировать, учесть множество технических нюансов. Из-за того, что регламенты известны заранее, не всегда бывает понятно, ребенок или взрослый выполнил это задание. А на олимпиаде Центра педагогического мастерства, с одной стороны, нужно хорошо подготовиться к выполнению норматива, а с другой — в дополнительном задании проявить собственные знания и умения.

«В процессе выполнения заданий традиционных робототехнических соревнований дети должны продемонстрировать лишь определенный набор освоенных ими навыков и умений. А задачи олимпиады ЦПМ позволяют увидеть горизонты: научиться применять теоретический материал из физики, математики, информатики для решения конкретной практической задачи. Потому и такая необычная структура у олимпиады», — рассказывает Наталья Петровская.

Желающие принять участие в олимпиаде ЦПМ смогут это сделать во втором отборочном туре в январе 2020 года. Подробная информация о соревновании опубликована на официальном сайте.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах