Выбор задолго до выбора
Маловероятно, что выпускник, подавший заявление в разные вузы и поступивший туда, куда хватило баллов ЕГЭ, гарантированно сделал верный выбор жизненного пути. Хорошо, если он осознает ошибку не в процессе работы, а на первом-втором курсе. Но ещё лучше заняться профилактикой этой проблемы заблаговременно.
«Мы начинаем взаимодействовать с будущими абитуриентами задолго до того, как они подадут документы на поступление в вуз, – говорит руководитель управления по организации приёма в НижГМА профессор Елена Богомолова. – Мы сотрудничаем с десятью профильными школами, где наши преподаватели ведут занятия по углублённому изучению биологии и химии, а также проводят обучение предметам, которых нет в школьной программе: латинскому языку, гистологии, нормальной анатомии, физиологии. Для старшеклассников у нас работает сайт дистанционного образования по естественно-научному комплексу. Важную роль в профориентации играет научное общество учащихся «Эврика», успешное участие в котором даёт преимущества при поступлении в вуз.
Отдельно хочется сказать о Поволжской открытой олимпиаде школьников «Будущее медицины», проводимой медицинскими вузами. Начиналось всё с четырёх вузов (Нижний Новгород, Самара, Казань, Ижевск), сейчас к нам присоединились Киров и Уфа, на очереди – Пермь и Ульяновск. Олимпиада получила в этом году статус федеральной. Любой школьник начиная с девятого класса может принимать участие в наших многочисленных образовательных и ознакомительных проектах. Всё это значительно облегчает профессиональный выбор и делает его более ответственным. Мы всегда рады видеть в числе наших студентов дипломантов НОУ «Эврика», победителей и призёров олимпиад.
Рекомендации и противопоказания
Иногда бывает, что ученик и профильными предметами интересуется, и успеваемость хорошая, и олимпиады выигрывает, однако хорошим медиком или провизором так и не становится. Кем быть и кем не быть – вот в чём вопрос. В НижГМА решили использовать для этой цели методику, разработанную по специальному заказу в центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ.
«Комплекс «Профмедтест» предназначен для диагностики профессиональной направленности учащихся, выбравших медицинское образование, – объясняет заведующая отделом профориентации и работы с абитуриентами НижГМА Нина Меркулова. – Он позволяет выявить интересы и склонности тестируемого, его личностные и интеллектуальные особенности применительно к работе в сфере медицины, фармации, биотехнологий. В результате мы можем с высокой точностью определить, насколько человек предрасположен к медицинской деятельности и в какой конкретной сфере здравоохранения он сможет проявить себя наилучшим образом».
Определять склонность ребёнка к медицинской деятельности лучше не в год поступления в вуз, а уже в девятом классе. В дальнейшем тест имеет смысл повторить и проанализировать динамику.
«Тест не обрекает, а предупреждает и побуждает, – подчеркнула Нина Меркулова. – Например, если в девятом классе выяснилось, что ребёнок стремится стать провизором, но при этом недостаточно внимателен, то ещё есть время, чтобы поработать над тренировкой внимания. А бывает, что школьник мечтает стать педиатром, но тест выявляет склонность, например, к стоматологии. В этом случае можно задуматься, какая из специальностей ему на самом деле более близка».
Интересы, склонности, личные качества
Своевременное тестирование позволяет не просто избежать тяжёлых разочарований в будущем, но и выявить ту специальность, где человека ждёт наибольший успех.
Комплекс «Профмедтест» содержит 109 вопросов, объединённых в пять блоков.
- 1‑й блок – диагностика общих интересов. Позволяет оценить предпочтения в различных отраслях (техника, научные исследования, общение с людьми, управление и т. д.).
- 2‑й блок – диагностика интересов в сфере медицины. Определяет, какая из имеющихся в медицинском вузе специальностей наиболее близка человеку: лечебное дело, стоматология, фармация и т. д.
- 3‑й блок – выявление склонности к военно-медицинским специальностям.
- 4‑й блок – диагностика аналитического потенциала. Содержит задания на внимание и логику, которые требуется выполнить в ограниченный промежуток времени (50 секунд на каждое задание).
- 5‑й блок – диагностика личностных качеств. Оценивается стиль поведения, уровень самоконтроля, стрессоустойчивость.
Проверено на себе
Чтобы убедиться в эффективности этого метода, я, готовя этот материал, прошла «Профмедтест». Написала, что хочу поступить на фармацевтический факультет. И в ходе теста нередко выбирала ответы, нацеленные именно на эту специальность. Но правда всё же вышла наружу…
По результатам теста выяснилось, что представленные медицинские специальности не особенно привлекательны для меня, хотя всё же полностью я от медицины не отказываюсь и могу найти себя в нескольких сферах. Мне было рекомендовано заниматься биоинженерией и биоинформатикой. Медицинская биохимия и фармация тоже могли бы стать моими специальностями, но во вторую очередь. На третье место вышло лечебное дело. Тест также показал «яркий интерес к науке и информации».
Пожалуй, в плане профессиональных рекомендаций «Профмедтест» попал в точку: работа корреспондента в «Лекарственном обозрении», издании для специалистов фармбизнеса, непосредственно связана и с наукой, и с информацией. Впрочем, по отдельным моментам тестирования возникли вопросы. Например, был обнаружен повышенный интерес к технике и высокая внимательность, позволяющая выполнять монотонную работу. На самом деле с техникой я не особенно дружу, а монотонную работу вообще терпеть не могу.
«При тестировании взрослых людей значительную роль играет фактор воли, – комментирует Нина Меркулова. – У вас есть определённый жизненный опыт и навыки, которые оказывают влияние на поведение. В семнадцатилетнем возрасте человек в большей степени исходит из своих предпочтений, так как навыков у него существенно меньше».
Возможно, неточности связаны и с тем, что я в ответах на все вопросы избегала неопределённых формулировок («не уверен», «ничего из перечисленного», «затрудняюсь с выбором»). Хотя их использование по большому счёту нежелательно, но, видимо, не зря разработчики теста оставили «пути отступления». Так, в ответе на один из вопросов мне пришлось написать, что я не люблю поэзию, поскольку альтернативный вариант был ещё менее приемлем. Сейчас я была бы честнее с собой и выбрала бы ответ «ни то, ни другое».
В целом «Профмедтест» верно определил и личностные особенности, и профессиональные склонности. И, пожалуй, смог бы оказать весьма действенную помощь на этапе выбора жизненного пути. А сейчас просто подтвердил его правильность.