Проект «УчимЗнаем» появился в начале 2014 года с целью построения полноценной образовательной среды для детей, болеющих тяжелыми заболеваниями и в течение длительного времени вынужденных находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений. Проект «УчимЗнаем» объединил усилия четырех организаторов: Департамента образования города Москвы, школы № 109, Национального медицинского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больницы.
«Когда человек болеет, для него важно поставить цель и планомерно идти к ней», — рассказывает руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.
Получение образования подразумевает множество тактических и стратегических целей: не отстать в знаниях от сверстников, выполнить интересный проект, сдать экзамены, научиться чему-то новому. Эти, казалось бы, нехитрые цели (в дополнение к высококвалифицированной медицинской помощи) помогают ребенку преодолеть тяжелый жизненный период, когда он болеет.
«Ведущая цель нашего проекта — это не просто помочь ребенку не отстать от школьной программы в период продолжительного лечения, а дать понять, почувствовать ему и его близким, что болезнь не останавливает саму жизнь», — поясняет Сергей Шариков.
Безусловно, педагоги понимают, что занятия необходимы, но основная задача для ребенка в период лечения — это справиться c болезнью. Но длительное нахождение в больнице не должно запомниться только как время борьбы с болезнью, уроки как своего рода окно в мир и напоминание о полноценной жизни ему необходимы.
Сроки нахождения в стационаре у ребят разные, — от месяца до двух с половиной лет — поэтому и образовательная программа для каждого выстраивается индивидуально. Ведущую роль в составлении образовательного маршрута играют врачи. За ними решающее слово в определении степени разрешенной нагрузки, ее объема и интенсивности, форм организации занятий. Учитывается и уровень знаний ребенка, его желания и потребности в дополнительном образовании. Генеральным партнером проекта «УчимЗнаем» является Национальное общество детских гематологов и онкологов, и в тесном сотрудничестве с известными врачами участники проекта развивают междисциплинарную и межведомственную тему академической реабилитации.
Учителей специально готовят к работе в госпитальной школе, они проходят тренинги, постоянно повышают квалификацию. Не каждый педагог может работать в детской больнице и ежедневно видеть страдания детей и переживания их родителей. Правильно коммуницировать с врачами, больными детьми и их родителями — это одна из важных компетенций учителя-тьютора в детской больнице. На лечении ребята находятся вместе с родителями, они часто помогают детям в учебе. Чтобы родителям было проще справляться с этой миссией, педагогами школы и преподавателями Московского городского педагогического университета проводятся курсы для них. За время существования проекта уже было четыре выпуска родителей больных детей, окончивших обучение по программе дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации «Тьютор больного ребенка». Это и новая квалификация, и постоянная работа, которая поможет родителю больного ребенка быть рядом с ним и одновременно оказывать помощь другим детям.
Классы школы, которая находится в условиях медицинского центра, как и классы обычной московской школы, оснащены учебным оборудованием, на уроке используются современные информационные технологии. Они не заменяют учителя-тьютора, но являются важными инструментами для образования детей, находящихся на длительном лечении, помогают экономить время и силы учеников. А электронная образовательная среда, по словам участников проекта «УчимЗнаем», всегда на расстоянии вытянутой руки от ученика независимо от его местонахождения: в больнице или дома.
Занятия часто проходят в игровой форме, учителя используют арт-педагогику. Данные технологии помогают больным детям адаптироваться к изменившимся условиям жизни в период болезни. Через творчество ребята обучаются основной школьной программе. Чтобы закрепить пройденный материал, для юных пациентов устраивают образовательные квесты с интересными загадками, задачками, которые связаны со школьными темами. Обучение точным наукам проходит в классе робототехники и конструирования, где дети в игровой форме познают мир математики. Среди учеников проекта «УчимЗнаем» есть победители всероссийского этапа чемпионата «Абилимпикс» в номинации «Робототехника», чьи награды пополнили достижения школьников города Москвы. А в школьной радиостудии не только создают увлекательные радиосюжеты, но и работают над нарушениями речи, которые часто сопровождают болезненные и тяжелые медицинские процедуры.
Встречи с известными людьми, теми, кого дети видят на экранах, кому хотят подражать, чьими достижениями восхищаются, проходят для юных пациентов в школе «УчимЗнаем» в постоянном режиме. Для ребят важны положительные эмоции, вдохновляющие слова, которые помогают бороться со сложной жизненной ситуацией. А истории победы над тяжелой болезнью самих ребят-учеников школы «УчимЗнаем» вдохновляют других детей на выздоровление, а здоровых ребят — на проявление доброты и поддержку одноклассников. Так, флажок проекта побывал с космонавтом Сергеем Рязанским на борту Международной космической станции. Вернувшись на Землю, он стал символом надежды и веры в лучшее. В школе можно увидеть и факел зимних Олимпийских игр 2018 года в Корее. Здесь он появился неслучайно: руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков и ученик Даниял Алиев, победивший рак, стали участниками-факелоносцами сборной России в Корее и с честью пронесли олимпийский огонь на этапах эстафеты факелоносцев.
Дети не всегда сразу включаются в работу, иногда сначала наблюдают, но потом вовлекаются в жизнь школы обязательно. Юные пациенты не только развивают свои способности, но и получают удовольствие от самого процесса, в котором участвуют. Все участники проекта «УчимЗнаем» верят, что болезнь — это временное явление и ребенок обязательно вернется к полноценной жизни и в свою родную школу.
В образовательной среде Москвы есть место всем, в том числе московским ребятам-пациентам и тем, кто приехал на длительное и тяжелое лечение в столицу со всей России. Наработки городского проекта «УчимЗнаем» сегодня востребованы в различных регионах России. Более 3500 детей в год обучаются в школе проекта. Ежегодной стала Всероссийская конференция с международным участием «„УчимЗнаем“ — Заботливая школа», которая проходит при поддержке Департамента образования города Москвы, Минобрнауки и Минздрава России в Национальном детском онкоцентре имени Димы Рогачева. В ноябре 2017 года в обсуждении вопросов академической реабилитации приняли участие представители 41 субъекта Российской Федерации и 10 стран Европы. Московский опыт сегодня помог создать аналогичные проектные школы в Калининграде, Хабаровске, Воронеже, Калининграде, Орле, Московской и Ленинградской областях, Перми, Ростове-на-Дону. С каждым годом к проекту присоединяются площадки в крупных детских больницах не только субъектов Российской Федерации, но и ближнего зарубежья.
Москва протягивает руку помощи всем детям, приехавшим на длительное и тяжелое лечение в столицу. «Это стало возможным благодаря принципиальной позиции мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, который считает, что чужих детей не бывает и дети, которые находятся на лечении и получают высокотехнологичную медицинскую помощь в известных московских стационарах, являются частью нашей большой московской школьной семьи. Эти дети и их родители навсегда сохранят в памяти месяцы и годы увлекательной школьной жизни, несмотря на тяжелое лечение», — говорит директор школы № 109, академик Российской академии наук, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.
А скоро зазвенит последний звонок, и для выпускников 9 и 11 классов начнутся государственные экзамены. Сдают их и пациенты Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы. Для этого здесь создается пункт проведения экзаменов и все необходимые для этого условия. Пожелаем всем ребятам выздоровления и удачи. Жизнь продолжается.