В Подмосковье две школы объявили о том, что с 1 сентября они хотят сменить правовой статус, чтобы официально брать плату за обучение. Назвали и цены — 12-15 тыс. рублей с ученика без учёта питания и дополнительных занятий. Директора школ объяснили такое решение тем, что для работы с одарёнными детьми им нужно взять на работу учителей высокого уровня и платить им соответствующую зарплату. Якобы иначе поддерживать качество обучения на высоком профильном уровне невозможно.
12 тыс. рублей в месяц — немалые деньги для родительского кошелька. А если в семье не один школьник, то эта сумма рискует стать и вовсе неподъёмной. Да и может ли вообще по закону школа из бесплатной стать вдруг платной? Как при этом справляются в других школах, где обучают одарённых детей? И если такой прецедент случится, то не станет ли это «дурным» примером для остальных?
«Закон позволяет менять статус образовательного учреждения, — пояснил aif.ru председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Но сделать это может только учредитель. Сама школа, директор или администрация образовательного учреждения не имеют полномочий для изменения правового статуса. Если это бюджетная школа, то учредителем может быть как муниципалитет, так и регион либо федеральные власти. Но замечу, что если такое изменение правового статуса школы произойдёт, то это будет прецедент. Решение в любом случае вызовет немало вопросов — о причинах таких действий и о том, кто будет нести ответственность за изменение статуса образовательных организаций. Если на конкретной территории, скажем, в данном районе города, нет в качестве альтернативы других образовательных организаций, где дети могут обучаться бесплатно, то это нарушение прав граждан на доступное образование, которое установлено в Конституции. Это может вызвать социальный протест, и власть будет иметь серьёзные проблемы на этой территории».
Странным выглядит и объяснение, что школа за дополнительные деньги из родительских кошельков сможет дать более высокий уровень образования.
«Это абсолютно не аргумент, — считает Панин. — Из своей практики и опыта могу сказать, что у нас более высокое по качеству образование дают именно бюджетные школы. В платной школе могут быть, скорее, какие-то дополнительные возможности для творческого развития, более разнообразное питание и т. д. А чаще всего это просто банальная ярмарка тщеславия либо нежелание родителей обучать детей в бюджетной школе, чтобы ребёнок находился в “своём кругу”, равном ему по статусу. Это не имеет отношения к получению качественных знаний».
Но главный вопрос: если учредитель не может профинансировать должный уровень качества образования и сам это признаёт либо не умеет эффективно распоряжаться средствами, почему должны платить родители?
«Финансирование образовательных учреждений осуществляется из разных источников, — продолжает Панин. — Есть федеральные деньги, муниципальные, региональные. Наверняка, если разобраться, финансирование вполне достаточное. Скорее всего, муниципальные власти хотят свою головную боль переложить на родителей, точнее, их кошельки».