Примерное время чтения: 9 минут
1744

«Потом извинялись». Тренер сборной РФ по биологии о санкциях и нашей победе

Сборная России на Международной биологической олимпиаде школьников. Александр Рубцов (крайний слева).
Сборная России на Международной биологической олимпиаде школьников. Александр Рубцов (крайний слева). / Александр Рубцов / Из личного архивa

Западные страны в своём желании унизить Россию дошли того, что голосуют против русских детей, чтобы не пустить их на международные олимпиады. Но разум и мировой авторитет наших тренеров-педагогов всё же взяли верх, и наши школьники смогли поехать в Ереван, где показали в очередной раз, что они лучшие в мире.

«У нас самый биологический биолог в мире», — шутит про абсолютного победителя Международной олимпиады по биологии его наставник. Яков Коробицын из московской школы Центра педагогического мастерства стал абсолютным победителем олимпиады. Трое других участников российской команды тоже завоевали золото.

Как в условиях санкций российские школьники смогли победить всех сильнейших конкурентов? Об этом aif.ru рассказал главный тренер российской команды, профессор биофака МГУ им. Ломоносова Александр Рубцов.

Юлия Борта, aif.ru: — Александр Михайлович, как вам удалось привезти команду на соревнования очно в Ереван? На предыдущие международные олимпиады по математике и физике наших школьников не допустили, разрешив участвовать только дистанционно из России.

Александр Рубцов: — Команду по биологии допустили к очному участию. Было единственное условие, что мы выступаем под флагом международной биологической олимпиады, а не под флагом России. И нигде, условно говоря, не машем российскими флагами. Но мы все прилетели в Ереван, и школьники, и тренеры. Все участвовали в работе. Взрослые в жюри, дети, соответственно, в соревнованиях. На всех остальных олимпиадах, к сожалению, наши команды с этим сильно поприжали.

— Как вы смогли переломить ситуацию?

— Я с ними «бодался» месяца три.

— То есть это ваша личная заслуга в том, что дети всё-таки смогли приехать?

— Я не могу сказать, что личная. Это заслуга, в том числе, и стран-участниц, которые проголосовали за то, что нельзя не пускать наших ребят. Кто-то был за то, чтобы вообще отстранить российскую команду, но большинством голосов нас всё же допустили. После этого некоторые делегации заявили, что раз мы участвуем, то они не поедут — это в основном Европа. А далее провели голосование, по итогам которого нам выставили условие — выступать только под флагом международной биологической олимпиады и нигде на сцене и в других публичных местах не демонстрировать российский флаг. Мы согласились.

— Какие страны были за нас?

— Голосование было закрытое, такой информации у меня нет. Но поскольку у меня много знакомых и коллег в других странах, в оргкомитете, то я примерно представляю, кто был за нас, а кто против нас.

— Кто наши ближайшие соперники по биологии? По математике, например, это китайцы, мы там никак пока не можем их обойти.

— Здесь тоже китайцы. Но у них сейчас эпидемия ковида, и они не приехали. Так что в этом плане нам повезло. А так бы пришлось побороться. Хотя тайваньцы были, а это тоже очень сильная команда. Также Сингапур — неизменно в лидерах.

— Как распределились места в личном зачёте, помимо абсолютного 1-го места?

— Наши ребята заняли также 5 место, 9 и 10 места по количеству баллов. При этом все получили золотые медали. По правилам олимпиады, их вручают 10% от всех участников по наибольшему количеству баллов. Все наши школьники в первой десятке.

— В прошлом году международная олимпиада прошла онлайн. Очно участвовать сложнее?

— Естественно, сложнее. На практическом туре было 4 кабинета для выполнения заданий. То есть школьники в течение дня работали в четырёх разных кабинетах — ботаники, зоологии, биоинформатики, биохимии. Работали руками, ставили опыты, получали результаты. Все это заносили в листы ответов. Кстати, по направлению биоинформатики наш Яков Коробицын занял 1 место.

Был еще теоретический тур — три часа с утра до обеда отвечали на вопросы, и еще три часа вечером.

— Не было ли ощущения, что наших ребят пытаются засудить, занизить баллы?

— Хочу отметить самое тёплое и дружелюбное отношение со стороны коллег из Ереванского университета, который принимал олимпиаду. Честно скажу, все делегации, с кем бы мы ни общались, за исключением двух-трёх стран, которые называть не буду, отнеслись к нам максимально дружелюбно. Кто-то даже подходил потом и извинялся со словами, что, мол, они не имеют ничего личного по отношению к нам и ребятам, всё дело в политике.

— Сейчас многие спортсмены на Западе начали выступать за то, чтобы российских спортсменов допустили к международным соревнованиям. Потому что без русских и спорт не тот. Наверное, то же самое в науке?

— Конечно. Иначе с кем соревноваться, если нас не будет?

— Есть мнение, что международные олимпиады проводятся, в том числе, для того, чтобы Запад мог посмотреть на наших лучших ребят и потом переманить к себе.

— В принципе диплом международной олимпиады дает возможность без экзаменов поступать во многие зарубежные университеты. Поскольку я уже лет двадцать занимаюсь подготовкой к олимпиадам, то знаю, что есть ребята из Белоруссии, Украины, которые ездили поступать в университеты Польши, других европейских стран. Наши ребята делают свой выбор в пользу образования в своей стране. И в этом году трое поступают в МГУ, а один выпускник в Новосибирский госуниверситет. В прошлом году все четверо пришли к нам в университет.

— У вас в команде одна девочка, в сборной по математике было две. А почему мальчиков всегда больше? Они умнее или у них более боевой характер?

— Возможно, у мальчиков психика крепче. Мы же выбираем из победителей Всероссийской олимпиады школьников. Поначалу у нас набралось восемь кандидатов. В числе восьми было две девочки. В итоге в конкурентной борьбе прошла в сборную одна, а ребят осталось трое. Бывали годы, когда у нас по четыре девочки участвовало. В прошлом и позапрошлом году у нас было четыре парня. Всё зависит от того, как ребята себя проявят. Так что никаких гендерных, как сегодня модно говорить, установок у нас нет.

— А не нужно ли расширить отбор, а не ограничиваться только Всероссийской олимпиадой? Наверняка в России очень много талантливых детей.

— Всероссийская олимпиада охватывает десятки и сотни тысяч детей. Только на заключительном этапе в 11 классе выступает больше ста человек. А мы начинаем отслеживать детей, начиная с 9 класса. Кроме того, есть образовательный центр «Сириус» в Сочи, в который по 100-200 школьников приезжают на научные смены. Туда попадают не только победители Всероссийской олимпиады, но и победители других. Это ребята, которые интересуются биологией, хорошо работают. Так что выбираем мы в сборную страны не накануне международной олимпиады. Этот процесс длится 2-3 года. За это время мы учим ребят — потенциальных кандидатов в сборную, наблюдаем за ними, как они растут, прогрессируют.

— Откуда берутся таланты? Их отбирают и обучают школьные учителя, увлеченные предметом? Или они такими умными рождаются?

— По-разному. Есть дети, которые рождаются юными натуралистами, их интересует природа, биология. Безусловно, влияют и учителя. Но в первую очередь, это желание самих ребят познавать новое. Это огромный труд, массу всего нужно читать, смотреть. Самому активно заниматься.

— Что можно пожелать школьникам, которые тоже стремятся добиться успеха в науках?

— Нужно продолжать заниматься тем, что им интересно. Участвовать в олимпиадах, ездить в образовательный центр «Сириус». Туда ведь не только олимпиадники приезжают, но и талантливые ребята, начиная с 7-8 класса. И смотрят, интересно им это или нет. Если интересно, они продолжают заниматься более углубленно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах