Примерное время чтения: 6 минут
748

Почти как балет. Чем уникальна российская система образования в детсадах?

Детский сад в СЗАО Москвы.
Детский сад в СЗАО Москвы. АГН Москва

Для детских садов разработали новую федеральную образовательную программу. В ней сделан акцент на формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Также особая роль отводится этнопедагогике — обучению с опорой на фольклор, традиции и обычаи разных народов, которые живут в России.

Что изменится в работе педагогов детсадов? Неужели малышей усадят за парты и будут теперь учить, как в школе? Разобраться в нововведениях aif.ru помогла заведующая кафедрой дошкольной психологии и педагогики Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Бурлакова.

За парты не посадят?

— Ирина Анатольевна, общественности представили новую образовательную программу для детсадов. Но уже раздались голоса критиков — зачем нужна новая программа, если и старая хорошо работала?

— Это не новая программа, это программа, которая задает определенную обязательную часть и единые требования к тому, что именно должны усваивать малыши: знакомство с окружающим миром, отчасти с историей Родины, доступной для дошкольников, приобщение малышей к духовным ценностям. На последнем действительно сделан акцент. Однако у садов есть возможность соединять эту программу с чем-то своим, наработанным. У педагогов сохранится выбор: они смогут использовать только федеральную программу или разрабатывать свою, дополняя обязательную часть вариативной. Программа написана в полном соответствии с документами, которые регулируют дошкольное образование: Федеральными государственными образовательными стандартами, законом «Об образовании в РФ», СанПиНами, которые заботятся о здоровье детей.

А вот формы и методы работы с маленькими детьми остаются прежними, соответствующими их возрасту. С детьми будут так же играть, рисовать, танцевать. Никто не собирается сажать детей за парты. Да, занятия по подготовке к грамоте не всегда можно проводить, играя. Какие-то задания дети могут выполнять за столами. Но это не значит, что все теперь будет, как в школе.

Акцент на семейные ценности

— Сейчас на Западе активно насаждается нетрадиционная культура, в том числе ЛГБТ. Акцент на семейные ценности в воспитании малышей — это наш ответ, так сказать, Западу?

— Я бы сказала, что у нас задача более широкая и основательная. ЛГБТ — это частный случай. Новая программа преследует цель усиления в принципе воспитательной части — приобщение к ценностям и семьи, и государства, и к общечеловеческим ценностям в привычном нам, «старом» понимании. Это любовь к Родине, уважение к взрослым, их труду. То есть то, что всегда было в нашем государстве и обществе, по крайней мере, большую часть нашей истории, ценно для всех людей. Звучит пафосно, но это так.

У дошкольников, как ни в каком другом возрасте, процессы воспитания и обучения слиты воедино. Льву Толстому принадлежит фраза: «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание воспитательно». В любой деятельности, которой детки занимаются, есть элемент обучения, чтобы дети могли лучше что-то делать, больше понимать. А с другой стороны — решаются определенные воспитательные задачи. Например, установление взаимоотношений друг с другом, учет позиции своего партнера по деятельности. Когда разговаривают о семье, например, то, помимо того, что дети знакомятся со структурой семьи, ролями, которые выполняют мама, папа, бабушка, дедушка и т. д., еще и преследуется цель приобщения детей к ценностям семьи. Дети рассказывают, что принято в их семье, какие традиции. Это не будет выглядеть так, что детей посадят за столы и начнут воспитывать. Думаю, такое никакому педагогу дошкольников даже в страшном сне не приснится.

Узнать друг друга

— Министр просвещения Кравцов на конференции ЮНЕСКО подчеркнул, что в дошкольном образовании необходимо уделять внимание этнопедагогике. Почему?

— В сады приходят дети разных национальностей, в больших городах не редкость многонациональные группы. А дети являются проводниками народной культуры. Они знакомятся, живо интересуются тем, чем отличаются друг от друга. Поэтому важно воспитывать в детях уважение к другим, не похожим на них сверстникам, взрослым. На практике такая работа и раньше велась. Ее не сегодня придумали, потому что изначально Россия — это многонациональное государство, и педагоги всегда на этом делали акценты при знакомстве со страной: читали сказки разных народов, рассказывали о традициях, костюмах, особенностях изобразительного искусства.

Есть народы, у которых сильны собственные традиции воспитания детей. Это надо тоже обязательно учитывать педагогам, чтобы было понимание и сотрудничество сада и родителей. А потом это воспитывает уважение людей друг к другу.

Главное — подобрать интересную форму. Например, в садах сейчас популярно дружить и общаться с детьми из других регионов на уровне групп, благо позволяют современные дистанционные технологии. Малыши рассказывают друг другу, чем занимаются, что у них есть интересного, безусловно, делятся принятыми у них обычаями и традициями. И это все происходит в живой обстановке, никак не в форме занятий.

«Западных педагогов восхищала наша система»

— Критики новой программы утверждают, что она не учитывает наработки и опыт прежних программ.

— Это не так. Не учитывать традиции педагогики в дошкольном образовании — это нонсенс. Программы строятся с учетом наработанного опыта. Всегда это сочетание традиций и инноваций. Иногда оказывается, что некоторые вещи, которые выдаются как инновационные, — это просто забытые старые, которые некоторые не очень знали.

Наше дошкольное образование вообще уникально. Такого нет ни в одной стране, так что мы можем им гордиться. Когда к нам приезжали западные педагоги и смотрели на работу детских садов, они часто удивлялись и восхищались. Плюс ко всему государственное обеспечение садов с младшего возраста — это тоже большая редкость в мире. Поэтому наша российская система — не могу сказать, что наравне с балетом — но это реально достояние страны. На государственном уровне всегда поддерживалось изучение дошкольного детства и работы с малышами.

— В других странах не так?

— В других странах, как правило, особое внимание уделяется детям на этапе подготовки к школе. Да, с детьми играют, но такой целенаправленной работы по развитию и учету возможностей этого возраста не проводится. Например, в Финляндии другая система поддержки матерей, поэтому мамы предпочитают сидеть с детьми дома.

А в нашей системе оптимально сочетается и поддержка родителей, и дошкольное образование. Детям стараются дать максимум полезного, что они могут освоить в своем возрасте. Ведь в этот период формируются основные мыслительные, познавательные процессы, восприятие, мышление, память, воображение. Как говорил известный советский психолог и педагог Алексей Леонтьев, в дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности человека, появляются механизмы регуляции поведения, структуры личности, самосознание ребенка, самооценка человека. Поэтому, мне кажется, что наша система и правда уникальна. Дети в руках профессионалов уже точно с трех лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах