Примерное время чтения: 8 минут
562

Олимпиады — не только для отличников. Принять участие может каждый

Мэр Москвы Сергей Собянин во время награждения победителей и призёров на церемонии закрытия I Московской олимпиады школьников крупных городов и столиц мира.
Мэр Москвы Сергей Собянин во время награждения победителей и призёров на церемонии закрытия I Московской олимпиады школьников крупных городов и столиц мира. / Евгений Самарин / РИА Новости

Школьники из Москвы завоевали половину всех дипломов победителей в финале Всероссийской олимпиады школьников этого года. Они получат существенные льготы при поступлении в вуз и денежные премии — гранты мэра Москвы. Пробовать себя в олимпиадах полезно каждому независимо от успеваемости, заявил научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко в интервью «АиФ».

К успеху готовят рядом с домом

Инна Алейникова, АиФ.ru: — Столичные школьники очень успешно завершили олимпиадный сезон. На счету команды 1317 дипломов, из них 248 наград высшего достоинства. Это особенные дети или у них особенные школы?

Иван Ященко: — За десять лет благодаря системной работе ситуация изменилась настолько, что теперь в каждой московской школе можно стать победителем и призёром самого главного — заключительного — этапа всероссийской олимпиады. В Москве изменилось представление об обычной школе. Раньше такой считалось образовательное учреждение, где не занимаются талантами, и будущие победители и призёры олимпиад через весь город ездили в так называемые элитные, топовые школы. А сейчас мы можем гордиться ростом числа учебных заведений, в которых они учатся. За последние три года ученики более 400 столичных школ имеют дипломы заключительного этапа. Недавно мы подсчитали: среднее время, затрачиваемое на дорогу из дома до места учёбы нашими победителями и призёрами, составляет 20 минут.

Город помогает раскрыть талант каждому ребёнку. Тот должен иметь возможность пробовать себя в разных областях. Если в начальных классах хорошо получается с математикой, это не означает, что нужно заниматься только ею, человек может оказаться талантливым совершенно в другой области. Поэтому мы проводим много массовых занимательных олимпиад, разрабатываем интересные курсы. Например, Центр педагогического мастерства сделал онлайн-курс для «Московской электронной школы» по окружающему миру, адресованный начальной школе. По нему учатся 400 тыс. детей. Они знакомятся с новыми для себя областями и получают мотивацию к занятиям физикой, химией, астрономией и т.д.

— Высокие достижения есть также на счету школьников с ОВЗ. К примеру, слабовидящий девятиклассник выиграл олимпиаду по русскому языку, незрячая одиннадцатиклассница стала призёром по французскому. Кто готовил этих ребят?

— В нашем Центре педагогического мастерства был создан отдел инклюзивных проектов. Москва уделяет очень большое внимание созданию инклюзивной среды, неотъемлемой частью которой является инклюзия в развитии талантов. Ещё несколько лет назад многим учителям казалось нонсенсом, когда мы говорили им: «Пусть дети участвуют во всероссийской олимпиаде». Нам отвечали: «Зачем их загружать? Дай бог, чтобы они освоили обычную программу». Потом нам удалось сломать это предубеждение. Взрослые поверили в детей, дети поверили в себя. И спустя некоторое время более 100 ребят получили дипломы на региональном этапе. А в 2021-м и в этом году уже есть дипломы победителей заключительного этапа! Это огромный успех для ребёнка и пример для остальных выступать на равных со здоровыми сверстниками. Мы обеспечиваем условия для подготовки и участия. К кому-то мы приезжаем заниматься сами, кто-то приезжает к нам, где-то используются дистанционные формы. К олимпиадам готовятся и дети с тяжёлыми, в том числе онкологическими, заболеваниями, находящиеся в больницах. Это создаёт стимул борьбы с болезнью. Наш отдел меняет атмосферу отношения родителей и учителей к такой работе. Главное — снять преграду неверия. Ребята, одержавшие победы в олимпиаде, как мы знаем, очень успешные студенты ведущих вузов. То есть их победа не была окончанием. Это шаг к получению хорошего образования и впоследствии — профессии.

Лето для тренировок

— Какая связь прослеживается между хорошими оценками и победами в олимпиадах?

— Прямой связи нет. Оценки, особенно текущие, — это про школьную программу. Плохая оценка — сигнал, что у тебя что-то не получилось. Ну не получилось — исправил, потом стало лучше. Победа же на олимпиадах высокого уровня складывается из умения решать нестандартные задачи. Конечно, в среднем большая часть детей, которые хорошо выступают на олимпиаде, имеют неплохую успеваемость. Но яркий, талантливый школьник может решать сложные задачи и быть неаккуратным в обычных контрольных, допускать нелепые ошибки. Двоечником он, безусловно, не будет, тем не менее на общей успеваемости его невнимательность скажется. Я считаю, стремиться иметь хорошие оценки по всем предметам совершенно не обязательно. Победители олимпиад, как правило, не являются круглыми отличниками. Впрочем, ЕГЭ сдают хорошо.

— Умение решать нестандартные задачи заложено в человеке или его можно развить?

— Нестандартные задачи по разным предметам требуют совершенно разных способностей. Один талантлив в одной области, другой в другой. Это умение нужно развивать, что довольно сложно: на него нельзя «натаскать», как на контрольную работу, оно формируется годами. Любой победитель и призёр вам скажет, что многие годы занимался любимыми предметами. Заметьте, не готовился к олимпиаде, а занимался любимыми предметами.

— Я знаю о вашей позиции, что в олимпиадах должны себя пробовать не только отличники.

— Да, это очень важно! Раньше учителя предлагали участвовать только им. И это плохо. Нужно сажать за задания всех, но предварительно рассказав о предмете, мотивировав, а не заставив. Троечник, может, и не выиграет или решит задания частично, зато заинтересуется, почитает дополнительную литературу, откроет для себя предмет с новой стороны и станет лучше учиться. Нужно понимать, что олимпиады — не только для отличников. Задачи подвластны тому, кто обладает особым типом мышления. Хорошие оценки — не показатель его наличия. Мы делаем такую вещь: в диагностические работы, которые проводит Московский центр качества образования, включаем по одной занимательной задачке. Ребёнок вроде пишет обычную итоговую работу по математике, а ему потом говорят: «Ты знаешь, что решил нестандартную задачу? Не пойти ли тебе в класс “Математическая вертикаль”?» Кстати, этот класс открыт в более чем 400 школах Москвы.

 На каком сайте вы бы порекомендовали тренироваться?

— Выбирайте подходящую олимпиаду с помощью сервиса на портале Olimpiada.ru: олимпиады удобно отфильтровать по предметам, классу и датам, выбрать дистанционные и командные соревнования. В карточке каждой олимпиады приводятся её краткое описание, рекомендации по подготовке, актуальное расписание и полезные ссылки. Кроме того, в «Московской электронной школе» мы публикуем приглашения. На сайтах олимпиад опубликованы задания прошлых лет.

— Сейчас проходит пригласительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Что это?

— Это московская инициатива. Мы придумали его в пандемию, чтобы весной ребята попробовали себя перед школьным этапом. Инициативу поддержал образовательный центр «Сириус», и сейчас на его платформе участие доступно всей стране. Это очень здорово — попробовать себя в разных предметах онлайн, чтобы получить мотивацию и за лето подготовиться к школьному этапу. Пригласительный этап не принесёт никаких баллов. Он позволяет определиться со своими интересами, попробовать себя тем, кто никогда не участвовал в олимпиадах или участвовал лишь по одному предмету. Данный этап проходит до 27 мая в онлайн-режиме. Для участия необходимо получить в школе индивидуальный код по предмету и активировать его в день тура.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах