Мощнее не бывает. Америке грозит мегаземлетрясение и цунами в 35 метров

У тихоокеанского побережья США и Канады примерно раз в 500 лет происходит ужасающее природное бедствие — мегаземлетрясение магнитудой около 9, которое порождает гигантскую волну.

Очередной срок такого события близится, предупреждают учёные. В случае катастрофы под воду могут уйти штаты Калифорния, Орегон, Вашингтон, а также канадский Ванкувер.

Сейсмологи считают, что уже пора

Исследование опубликовано в научном журнале Science Advances, и о нём уже написали некоторые западные СМИ.

Как сообщается, группа сейсмологов из США и Канады изучила область земной коры, известную как зона субдукции Каскадия. Это подводный геологический разлом, который протянулся почти на 900 километров вдоль западного побережья Северной Америки, от севера штата Калифорния до канадского острова Ванкувер. В этой зоне тектоническая плита Хуан-де-Фука погружается под Северо-Американскую плиту. Проще говоря, дно Тихого океана уходит под континент.

Поэтому в зоне Каскадия создаётся напряжённость, которая время от времени приводит к землетрясениям невероятной силы. Участки тектонической плиты могут сдвигаться как по отдельности, вызывая локальные сейсмические события, так и все вместе, провоцируя мощнейший удар подземной стихии. Статистические данные показывают, что примерно каждые 500 лет (плюс-минус 100-200 лет) там случаются очень сильные землетрясения. Последнее было в 1700 году.

«Повторяющийся интервал крупных событий в этой зоне субдукции составляет около 500 лет. Трудно сказать, когда именно произойдёт следующее, но если сравнивать с другими зонами субдукции, то уже пора», — отмечают исследователи.

По силе и последствиям превысит японскую катастрофу

Учёные просканировали зону Каскадия средствами современной эхолокации и выяснили, что она устроена несколько сложнее, чем считалось ранее. Зона состоит как минимум из четырёх сегментов. Они разделены крупными разломами, по которым блоки земной коры скользят друг относительно друга.

Также оказалось, что четыре сегмента Северо-Американской континентальной плиты состоят из разных горных пород и отложений, а наиболее опасный участок простирается вдоль штата Орегон до юга Британской Колумбии. Он более плоский и гладкий, чем другие, и больше подходит на роль эпицентра землетрясения, которое затронет все прибрежные районы.

Используя методы подводного картографирования, сейсмологи впервые составили подробную карту этой зоны и пришли к выводу, что её разделённость на четыре части несёт гораздо большую опасность, чем если бы она была одним сплошным разломом: это заставляет океаническую плиту Хуан-де-Фука изгибаться и скручиваться, приспосабливаясь к сегментам континентальной плиты и «подныривая» под неё под разными углами. А это значит, что напряжение копится и возрастает.

«Это повышает вероятность землетрясений и цунами столь мощных, какие только могут быть на планете. Похоже, Каскадия способна генерировать магнитуду около 9. Возможно, немного меньше или немного больше», — рассказал изданию Daily Mail один из авторов исследования, геофизик Гарольд Тобин из Вашингтонского университета.

Сейсмологи сравнивают предстоящее событие с землетрясением у берегов Японии в марте 2011 года, когда разрушительное цунами привело к гибели почти 20 тысяч человек и аварии на АЭС «Фукусима-1». А возможно, говорят они, новый катаклизм превысит по силе и последствиям японскую катастрофу.

Это значит, у берегов Америки тряхнёт так, что мощнее просто не бывает.

Штаты недостаточно подготовлены к таким катастрофам

Компьютерное моделирование возможных сценариев показало, что землетрясение в зоне Каскадия может иметь магнитуду более 9 баллов, а вызванное им цунами — достигать 35 метров в высоту. Следствием удара природной стихии станут колоссальные разрушения и массовая гибель людей. Исследователи подсчитали, что погибнуть могут свыше 10 тысяч человек. Кроме того, они прогнозируют большое число смертей в перспективе из-за болезней, вызванных разложением трупов и туш животных, загрязнением воды и разливами опасных химикатов из промышленных и бытовых источников.

По словам авторов исследования, в случае землетрясения наиболее сильные толчки произойдут на границе США и Канады. Ущерб только в штатах Орегон и Вашингтон оценивается на сумму более 80 миллиардов долларов.

При этом, как считают учёные, оба упомянутых штата недостаточно подготовлены к такого рода катастрофам. Ведь раньше сейсмологи исходили из другой модели зоны Каскадия. Она была разработана ещё в 1980-е годы и не учитывала раздробленности континентальной плиты на четыре сегмента.