3595

«На уроке поставили порно». Учителя о трудностях дистанционного обучения

Сюжет Меры против распространения коронавируса в России
/ Григорий Сысоев / РИА Новости

«Не получится живые цветы заменить искусственными», — так некоторые учителя отзываются о дистанционном обучении. Четвертая четверть для учеников и педагогов прошла в формате онлайн.

Можно ли заменить очное обучение «дистанционкой»? И будет ли это полезнее для ученика и учителя? Об этом АиФ.ru поговорил с российскими учителями.

«Пошёл, чай попил с булочкой и рад!»

Дарья Еднерал, преподаватель английского языка, Новосибирск

Сложностей с дистанционным обучением было много. Оно сильно отличается от работы в классе. Дорабатывать нужно абсолютно всё. И не дорабатывать, а разрабатывать.

Как таковых хулиганств на моих уроках не было. Но ученики могли рисовать в учебнике, когда я делилась экраном, писать по 100 сообщений в чат или мешать остальным, крича и перебивая друг друга. Я думаю, нам проще, потому что мы не классическая общеобразовательная школа, а дополнительное обучение. В наших классах максимум 7 человек, и их легче контролировать.

Но буквально вчера кто-то подключился к конференции одного из наших преподавателей и матерился, сорвал урок. Неизвестно, был это ученик нашей школы или нет. Поэтому я в своем Zoom перенастроила все конференции, и теперь в них можно войти только по паролю.

Поначалу для меня «дистанционка» была сложнее. Сейчас привыкла и вижу очень много плюсов. Конечно, эмоционально сложнее очное обучение. А тут — урок закончился, отключаю видео. Всё. При классическом обучении дети ещё после уроков 100 вопросов зададут, родители что-то спросят. Даже в перерыв отдохнуть не получается, а здесь... Пошёл, чай попил с булочкой и рад!

Тем не менее я считаю, что классическое очное образование Zoom заменить не может. В классе ученик не только получает знания по предмету, но и общается с детьми, делится мнением. На онлайн-уроке мы только занимаемся, а ведь детям хочется просто поболтать или поиграть вместе. Школа — это другое. Это как семья. А какая семья может общаться с ребёнком только онлайн?

«Не получится живые цветы заменить искусственными»

Татьяна Морозова, учитель биологии, Московская область (имя изменено по просьбе героини)

COVID-19 всех застиг врасплох, но, вопреки обстоятельствам, жизнь продолжается. Нет худа без добра, пандемия ускорила освоение новых технологий. Всем преподавателям пришлось самостоятельно осваивать общение с учениками в новом формате. Конечно, были трудности, но что делать? Время не ждет.

У меня на уроке случился очень неприятный для меня инцидент. При показе презентации используется функция «совместное использование экрана», и кто-то вывел туда порноролики. Я не уверена на 100 процентов, но думаю, что это сделали ученики: вряд ли хакерам интересна конференция в обычной российской школе. Процесс взросления непростой, тут и самовыражение, и самоутверждение, и вызов обществу. А как достойно это сделать, не каждый учащийся понимает. Для некоторых это, к сожалению, как в песне поется: «Хорошими делами прославиться нельзя».

Я растерялась, не знала, какую кнопку нажать, чтобы все это убрать. Потом сообразила и завершила конференцию. Решила: я же учитель, должна собраться и продолжить, снова всех подключила. Было обидно, ведь я хотела как лучше: заинтересовать учеников, организовать диалог во время урока.

О случившемся я сама сообщила директору, так как ситуация серьезная (иначе мое молчание бы расценивалось как укрывательство). Потом узнала, что на этот же класс жаловалась другая учительница, ей тоже чуть не сорвали урок.

После случившегося я даже пыталась связаться с создателями программы. Думала, они помогут найти нарушителя, но для этого нужно очень хорошо знать английский язык, чтобы объясниться. Мне кажется, было бы здорово, если бы программа для онлайн-уроков была российской, с высоким уровнем защиты, с адекватной техподдержкой.

Я думаю, цифровое образование никогда не заменит очное. Как не получится живые цветы заменить искусственными: у них нет той красоты, того аромата, они не тревожат чувства. В очном образовании ты чувствуешь детей, есть обратная связь. Понимаешь, кому нужно посочувствовать, а кого подбодрить, а это возможно, только когда общаешься с глазу на глаз.

Более того, ученики сейчас все под аватарками, ты не видишь за ними человека. Многие ученики говорят, что не могут участвовать по видеосвязи, и ты видишь просто картинку. Я предупредила, что в классе, с которым произошел инцидент, больше не буду приглашать детей без видео.

Еще хромает дисциплина: начинаешь вести урок, через 10 минут просят подключить кого-то опоздавшего. Я все останавливаю, впускаю ученика, через 10 минут ситуация повторяется.

Дистанционное обучение пока для нас ново, а в новом всегда есть трудности, непредвиденные обстоятельства. Нужно пробовать дальше. Но оно не должно быть заменой очному обучению, скорее дополнением. Образование — очень инертная система, об этом надо помнить и действовать очень осмотрительно, ведь в стенах школы формируется будущее нашей страны.

«После вторжения пришлось привлекать психолога»

Виктория Пономарёва, учитель начальных классов в частной школе, Санкт-Петербург (имя изменено по просьбе героини)

На дистанционном обучении я столкнулась с теми же трудностями, что и все остальные люди в самоизоляции. Больше всего меня напрягла необходимость всё время проводить дома. Я привыкла много работать и приезжать домой поздно, в свободное время — путешествовать. Сейчас я вынуждена вести онлайн-уроки в одной комнате со своей соседкой, которая тоже работает из дома.

Наша школа довольно быстро отладила необходимые процессы. В начальных классах мы ведём несколько онлайн-уроков и несколько уроков заливаем на нашу образовательную платформу. Это очень большой труд, приходится работать ещё больше, чем раньше. У нас даже физкультуру и танцы успешно перевели в онлайн-формат. Дети с радостью записывают ролики, на которых они повторяют движения за учителями.

Тем не менее я считаю, что в начальной школе невозможно полностью перейти на такой формат. Ученикам тяжело много времени проводить у экранов, им очень не хватает живого общения друг с другом и учителями. В старшей школе, мне кажется, было бы здорово ввести комбинированную форму работы и часть уроков перевести на удалёнку.

Вести занятия онлайн сложнее, потому что нужно удерживать внимание и интерес детей на расстоянии. К «подвисшему» ученику я не могу подойти, тронуть его за плечо, сказать пару ободряющих слов лично ему.

Не обошлось и без казусов. Однажды во время общей конференции с ребятами разных классов на экране в Zoom появилось порно. Пришлось срочно завершить конференцию и попросить психолога проконсультировать учеников 1 и 2 класса. Ситуация быстро забылась, почти никто из школьников не успел понять, что случилось.

«„Лишний“ ребёнок удаляется — и всё»

Лариса Арачашвили, учитель года России-2019, преподаватель русского языка и литературы, Волгоград

Труднее всего мне как учителю далась переработка материала под онлайн-обучение. Нужно было добиться снижения нагрузки на детей. Потому что все прекрасно понимают, что ребёнок не может сидеть целый день за компьютером.

Как таковых срывов уроков и хулиганств у меня не было, но однажды дети не из моего класса зашли по ссылке на наш урок. Но это всё решается в один клик: «лишний» ребёнок удаляется.

Я считаю, что подобное образование не может заменить классическое очное. И наша система образования к этому точно не готова. Надо улучшать техническое оснащение школ, цифровую грамотность не только учителей, но и учеников. Потому что, как оказалось, несмотря на то, что они «родились со смартфонами в руках», иногда регистрация на каком-то портале становится для ребят непосильной задачей.

Для меня сложнее и трудозатратнее, в том числе эмоционально, дистанционное обучение. Тебе приходится аккумулировать ещё больше энергии, чтобы достучаться до своих учеников. Дистанционное обучение может быть только бонусом. А более глубокие знания ребёнок получит только в классе.

Лариса Арачашвили.
Лариса Арачашвили. Фото: Из личного архива

Ольга Контарева, учитель литературы, Новосибирск

Самым сложным в начале работы было найти баланс между привычным планом урока и физическими возможностями учеников: каждый учитель старался выдавать материал максимально полно и подробно, но нагрузка на детей оказалась слишком большой, это стало понятно уже на первой неделе. Поэтому перестраиваться пришлось очень быстро.

В нашей школе дистанционное обучение организовано посредством файлообменника на гугл-диске. Для каждого звена, каждой параллели и каждого класса созданы отдельные папки.

Мне как учителю сложно было привыкнуть, что не всегда есть возможность сразу объяснить ребёнку непонятный материал или ответить на вопрос. Не все дети имеют возможность участвовать в видеоконференции, поэтому пишут вопросы на электронную почту и ждут ответа. А ответ этот нужно дать максимально подробно и с учетом индивидуальных способностей ребёнка. Это довольно сложный и долгий процесс.

Хулиганство, конечно, было: дети, знакомясь с новой системой работы, первое время то удаляли файлы с заданиями, то начинали выполнять работу прямо в них, то перемещали по папкам других классов. И это еще самые безобидные шутки.

Ольга Контарева.
Ольга Контарева. Фото: Из личного архива

Дистанционное обучение на сегодняшний день не способно полностью заменить очное, классическое школьное образование: к этому не готовы как школы и учителя, так и дети (и, кстати говоря, родители). О глубине знаний вопрос интересный: на самом деле все зависит от ученика. Некоторым ребятам действительно не так важно, в классе они что-то изучают или дома за компьютером. Это относится к ученикам с высоким уровнем мотивации. А если ребенку и в классе было трудно и неинтересно, то дистанционка для него и для родителей станет сущей пыткой.

Мне кажется, что для учителя сложнее очное обучение, потому что этот формат работы предполагает постоянный контакт с учениками и контроль происходящего в классе. Дистанционное обучение тоже имеет свои сложности: дети присылают работы на проверку по мере выполнения (это может растягиваться на весь день), многое непонятно (нужно объяснять каждому отдельно), часто с работами возникает путаница (дети уверены, что отправили работы, а на почте у меня их нет) и т. п. Эмоционально, безусловно, затратнее очка: бывает, к концу рабочего дня возникает ощущение полной опустошенности. С дистанционным образованием такого нет: работаешь в удобном для себя темпе, можешь уделить внимание ученикам индивидуально (личная переписка или индивидуальная консультация — при необходимости). Всё достаточно комфортно.

Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество