Примерное время чтения: 4 минуты
1037

На равных условиях. Как в селе получить качественное образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Чем живёт рыбная житница России? 07/10/2020
Ксения Демина, школа МБОУ СШ № 11, Выкса, Нижегородская область.
Ксения Демина, школа МБОУ СШ № 11, Выкса, Нижегородская область. пресс-служба Сбербанка

«Учитель для России»

По результатам различных международных и отечественных исследований эксперты относят Россию к группе успешных стран по оценке образовательных достижений школьников. Но при этом отмечают падение результатов у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и проживающих за пределами городов-миллионников.

Еще в 2015 г. внимание на эту проблему обратили социальные предпринимательницы из Санкт-Петербурга. Они при поддержке Сбербанка запустили благотворительную программу «Учитель для России».

«Когда впервые узнала про проблему образовательного неравенства, я, родившаяся и выросшая в Санкт-Петербурге, поняла, что до сих пор жила в информационном пузыре, — вспоминает соосновательница и руководитель программы Алёна Маркович. — Я вспомнила, что вообще-то моя мама выросла в деревне и ей очень непросто далось получение высшего образования. Те дети, для которых мы работаем, такие же, как она».

В 2020 г., спустя пять лет, этот общественный проект создал систему привлечения, отбора, обучения и сопровождения профессионалов с высшим образованием, желающих работать в самых простых школах малых городов и сёл. Программа предоставляет шанс получить педагогическую переподготовку и тем, у кого нет профильного педагогического образования, то есть выбрать профессию учителя уже в осознанном возрасте.

Правда, пройти отбор непросто — он состоит из пяти этапов, а конкурс составляет более 20 человек на место. 30% учителей в программе — выпускники МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Те, кто отбор проходит, распределяются в один из восьми регионов, где работает программа: в Калужскую, Тамбовскую, Новгородскую, Воронежскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Московскую области и Ямало-Ненецкий автономный округ. До выхода в школу каждый проходит интенсивную педагогическую переподготовку в летнем институте, а затем продолжает обучение в течение двух лет — уже параллельно с работой в школе. Причём треть занятий — это индивидуальная работа с опытными наставниками и методистами.

Любить и не бояться

Выпускница программы и сооснователь проекта по театральной педагогике для региональных школ «Через театр» Мария Полякова преподавала английский язык в Бутурлиновской школе Воронежской области. «Я думаю, что дети в любом городе или посёлке — такие же, как везде. Просто условия немного разные — часто нет возможности сходить в музей, например его просто нет поблизости, — рассказывает она. — Но с другой стороны, центр мира можно создать там, где вы находитесь, нужно только захотеть. Главное — любить и не бояться, как говорил один наставник программы».

Программу «Учитель для России» реализует благотворительный фонд «Новый учитель» в партнёрстве со Сбербанком и его благотворительным фондом «Вклад в будущее», а также Институтом образования НИУ ВШЭ. В 2020-2021 гг. она работает в 93 школах и восьми регионах, а учителя проекта обучают там 30 тыс. детей.

Директора школ отмечают, что учителя программы помогают создавать среду, в которой у детей появляются новые возможности и они могут раскрыть свой потенциал. У ребят повышается мотивация к учёбе, уверенность в себе, расширяется кругозор, меняется самоощущение и представление, о чём можно мечтать.

«В первую очередь сотрудничество с программой — это шанс для школы перестроиться, измениться. Во вторую — возможность решить кадровые проблемы», — считает директор Малоярославецкой школы № 2 Калужской области Ольга Цируль.

«Есть большое количество школ, которые хотят принять к себе наших учителей. К следующему сентябрю мы планируем увеличить набор и вывести в школы 260 новых специалистов. Мы благодарны поддержке Сбербанка, нашего давнего партнёра, который с нами с самого начала программы. Как фонд мы заинтересованы в расширении программы и постоянно ищем дополнительные ресурсы и партнёров. Например, совместно со СберВместе мы запускаем краудфандинговую кампанию. Наша цель — привлечь ещё больше внимания общественности к данной проблематике. Каждый может принять участие в нашей программе, стать учителем или поддержать фонд финансово. Каждые 100 рублей означают для нас как для благотворительного фонда, что кто-то из наших учителей проведёт ещё один урок для детей. Мы убеждены, что каждому ребёнку нужен учитель, который вдохновляет», — говорит Алёна Маркович.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах