Школьники под руководством заслуженного полярника Матвея Шпаро вылетят из Москвы в Красноярск. В городе они проведут целый день и затем направятся на самолете в село Хатанга на Таймыре. Там будут ждать вертолеты, которые доставят группу на побережье Северного Ледовитого океана. Половина ребят полетит на мыс Челюскина, а остальные — в море Лаптевых, на острова Комсомольской правды.
Это участники Большой арктической экспедиции, которую организуют для учащихся школ Москвы. В этом году она приурочена к 280-летию со дня открытия самой северной точки Евразии — мыса Челюскина.
Команда лидеров
«Челюскин был участником Великой северной экспедиции под руководством Витуса Беринга, — рассказывает Матвей Шпаро. — После нее на карте были обозначены самые северные и восточные рубежи нашей страны».
На участие в арктической экспедиции в этом году было подано 300 заявок, из которых отобрали 84. Половина из них претендовала на участие в спортивно-туристическом отряде. В марте они отправились в лыжный поход в Карелию, по итогам которого была сформирована команда счастливчиков, которым доведется побывать в Арктике.
«Они должны уметь работать в команде. Быть лидерами, но не зацикливаться только на себе, — отмечает полярник. — Мне кажется, в экспедиции очень важно уметь принимать помощь. Мы все готовы помогать. Но бывают такие ситуации, когда человек не готов принять поддержку. От этого хуже всем: участник группы выбивается из сил и не может быть полезен команде на стоянке. А все из-за того, что отверг товарища, который пришел ему на подмогу».
После нескольких этапов испытаний осталось 14 ребят: два отряда по семь человек. Первый отряд — спортивно-туристический, второй — научный. Школьники из научного отряда будут в течение недели помогать российским ученым на метеорологической станции «Челюскин». Другие семеро человек будут продвигаться на лыжах от островов Комсомольской правды в море Лаптевых до мыса Челюскин.
Последние штрихи
Финальные сборы перед экспедицией проходят в спортивном зале школы № 2024. Ребята собирают личные вещи, упаковывают запасы еды, проверяют снаряжение и еще раз тренируются ставить палатку. В роли старшего — Антон Андреев, сотрудник центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий». Организация занимается популяризацией туризма среди школьников и учителей.
«Мы учим ребят проявлять инициативу и брать ответственность. Каждый сам решает, что ему пригодится в Арктике, а что только создаст лишнюю нагрузку, — отмечает Антон Андреев. — Школьники должны понимать: если ничего не делать, то на пустом месте ничего не появится. В туризме есть несколько ключевых моментов: думать наперед, помнить об интересах группы, отвечать за свои поступки. Неважно, что у тебя замерзли руки — сначала внеси вклад в общее дело, а потом занимайся своими проблемами. А там, глядишь, и согреешься».
Арктическая диета
Туристы в Арктике готовят пищу на плите. Газ в условиях холода работает плохо — надо использовать бензин.
«Чем дольше варишь кашу, тем больше бензина уходит. Значит, надо его больше брать с собой — а это вес, который школьники несут на своих плечах, — объясняет сотрудник “Лаборатории путешествий”. — Лучше заливать кипятком сублимированную пищу. На холоде нужно есть жирные продукты — ребята возьмут с собой запас сала и шпика».
Лыжники на Северном полюсе тратят от 6 до 8 тысяч килокалорий в сутки. Чтобы хотя бы частично восполнить расход энергии, участники команды будут потреблять много сладкого.
Туристы и ученые
Федор Волков заканчивает 9 класс в школе № 1601. Как признается сам школьник, он подал заявку в последний момент (еле успел на медосмотр) и прошел финальный отбор в экспедицию.
«Мы с семьей почти каждый год ходим в поход по Карелии и дважды были на Алтае, — делится Федор. — Так что с туристической жизнью я хорошо знаком. Настрой боевой. Немного волнуюсь, конечно, но больше радуюсь».
Ученик 11 класса школы № 1579 Кирилл Баранов занимается в туристическом клубе «Детская академия русской культуры». Оттуда и узнал, что идет набор в арктическую экспедицию.
«В Карелии в походе девчонкам стало плохо, и мы с ребятами помогали нести их рюкзаки. Помимо своей, я весь день нес еще три сумки. Было непросто, — вспоминает Кирилл. — Мой прадедушка, Иван Савельевич Михайлиди, был геологом и ездил в экспедиции: побывал на Камчатке, на дрейфующей станции № 22 на Северном полюсе. Хочу продолжить семейную линию. В будущем мечтаю покорить горную вершину не менее 8 тысяч метров».
Анастасия Иванова — участница научного отряда. Девушка учится в 10 классе школы № 1576.
«На отборочном этапе каждый из нас представлял научные проекты по теме Арктики. Мое исследование связано с выживанием человека в экстремальных условиях, — рассказывает школьница. — Арктика — это место, куда просто так не попасть. А тут такая возможность представилась — конечно, я воспользовалась ей. Мне до сих пор не верится, что я отправлюсь на Северный полюс».
Ученица медицинского класса школы № 1795 Елена Навой хочет помогать российским ученым на метеорологической станции: делать описательные работы и фотографировать.
«Я бы хотела изучать лишайниковый покров на мысе Челюскин, — говорит участница научного отряда. — Я очень люблю северные места. Моя бабушка — географ, она тоже была в экспедициях на севере. Мне нравится и природа этого края, и культурологическое богатство местных народов».