Примерное время чтения: 7 минут
10042

Миллионы для репетитора. Много ли зарабатывают педагоги платными уроками?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Семья... или три я. «Ячейка общества»: опора или обуза? 22/09/2021
Онлайн-технологии позволяют репетиторствовать, не выходя из дома.
Онлайн-технологии позволяют репетиторствовать, не выходя из дома. Shutterstock.com

Лучшие репетиторы могут зарабатывать до 300–400 тыс. руб. в месяц. Причём живя не только в Москве, но и в регионах.

Сколько стоят пятёрки?

С началом учебного года вновь оживился спрос на репетиторов. Благодаря развитию онлайн-технологий их услуги стали ещё доступнее. Теперь не нужно ехать к преподавателю на дом или ему к ученику, обоим достаточно иметь компьютер, подключённый к интернету. Выбор на рынке образовательных услуг огромный и цены разные. Преподавателя английского, например, из регионов можно найти за 500–600 руб. в час. Немного больше берут студенты – до 800 руб. Некоторые даже предлагают акции со скидками или дополнительными услугами. Дороже обойдутся занятия с репетиторами компаний онлайн-образования – «Фоксфорд», «Учи.­ру», «Skyeng» и других. Здесь, как правило, дешевле оплачивать не один урок, а сразу несколько, многие продают только пакетами. Но есть бесплатные пробные занятия. Самые дорогие репетиторы готовят к ЕГЭ – от 4 тыс. руб. в час. 

Если учитывать, что средняя цена по рынку – 1,5–2 тыс. руб. за час занятия, несложно примерно подсчитать и доход педагогов. Так как репетиторы обычно занимаются со школьниками, то могут взять ученика не раньше 14–15 часов, когда закончатся все уроки и ребёнок придёт домой. Позже 21 часа занятия тоже проводить нет смысла. Получается 5–6 часов работы в день, ведь между учениками тоже может быть минимальный перерыв, репетитору нужно подготовиться к новому уроку и т. д. В выходные можно взять учеников и пораньше. Итого получается 10–12 тыс. руб. в день, или 300–360 тыс., максимум 400 тыс. руб. в месяц – несколько миллионов в год. Но это если работать без выходных, не учитывать пропуски по болезни ученика или учителя, прочие непредвиденные обстоятельства. Конечно, если преподаватель ведёт группу, расклад будет несколько другой. Но в целом 400 тыс. – это реальный заработок востребованного онлайн-учителя.

Интересно вот что. «По­скольку рынок репетиторства становится нелокализованным, то цены начинают выравниваться, – отмечает завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова Константин Зискин. – Скажем, раньше блестящий учитель математики из дальнего региона всё равно зарабатывал немного, так как в регионах родители учеников беднее. А сейчас поскольку к нему могут подключиться ученики из богатых регионов, то ценник растёт».

Увы, но цена – вовсе не показатель качества. «Мои дети 3 года занимались с репетитором, живущим в соседнем доме, занятия у него стоили 2 тыс. в час, но, так как занимались сразу двое, он брал со скидкой – по 1,5 тыс. в час, – рассказала москвичка Ольга, мама близнецов. – За всё это время дети не продвинулись в английском ни на шаг. Выкинула впустую кучу денег. А потом знакомые посоветовали учительницу в возрасте из Томска. Мало того что занятия всего 550 руб. в час, так эта бабулечка нам прямо зашла, уже через несколько уроков появился прогресс!»

Кстати, репетиторство распространено не только в общеобразовательных школах, но и в спортивных, хореографических и т. д. И в последних цены вообще бывают заоблачные. У самых именитых тренеров и хореографов – от 10 тыс. в час и больше. Родители платят за индивидуальные дополнительные тренировки, чтобы ребёнок обошёл своих сверстников на турнирах, получил высокие разряды. 

Недоученные

Почему вдруг так резко случился бум репетиторства? Если раньше помимо школы занимались единицы, то сейчас на доп­уроках «сидят» почти все?

«Чем хуже работает школа, тем больше рынок репетиторства, и репетиторы здесь – как лакмусовая бумажка, – считает Константин Зискин. – Если бы у родителя была возможность не платить репетитору, он бы не платил. Но учителя в среднем демотивированы и некачественны. Их ведь берёт на работу директор, поэтому педагоги зависят от администрации школы, а та, в свою очередь, от министерства. И отчитываются перед начальством не только успеваемостью, но и воспитательной работой, множеством вещей, не имеющих прямого отношения к предмету. Репетитор заточен на то, чтобы ребёнку помочь, подготовить больше высокобалльников или победителей олимпиад. Иначе от него уйдут и не будут платить деньги. Поскольку у них бизнес и рынок, он должны быть клиентоориентированным. Учителю лично до ребёнка дела меньше. Плюс если учитель устраивает администрацию, то, каким бы он ни был – хорошим или плохим, его не так-то просто уволить». 

В чём отличия сегодняшнего рынка репетиторов?

«Во время пандемии произошла очень серьёзная пере­структуризация рынка, – считает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Молодые преподаватели, освоив онлайн-технологии и предложив свои программы подготовки, конечно, завоевали этот рынок, вытеснив опытных коллег, которые занимались обычно у себя дома, приглашая на занятия по вечерам. Доходы компаний, которые смогли организовать дистанционное освоение школьной программы, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, тоже росли очень высокими темпами».

Появились различия и в статусе самих репетиторов. Раньше львиную долю репетиторов составляли вузовские преподаватели, которые готовили к экзаменам в конкретный институт. Теперь поступают по ЕГЭ. Поэтому и репетиторство во многом мигрировало в школу. Есть ещё один любопытный нюанс. «Репетиторы сейчас честнее, чем в доегэшное время, – считает Константин Зискин. – Репетиторство преподавателя вуза, по сути, было скрытой формой взятки. Человек имел какое-то влияние на приёмную комиссию, мог поправить ответы или скинуть заранее задания. А сейчас репетиторы на ЕГЭ реально повлиять не могут». 

Кто не ходит за знаниями налево?

Как дела с репетиторами обстоят во всём остальном мире? Ситуация очень разная. «Наиболее авторитетное исследование провёл англичанин Марк Брей, который много лет работает в Гонконгском университете и ввёл понятие теневого образования, – говорит Ирина Абанкина. – Оказалось, что страны, которые показывают блестящие результаты по достижениям школьников в международных сравнительных исследованиях, в частности, Южная Корея, Финляндия, находятся на противоположных концах в сегменте такого теневого образования. Южная Корея тратит 2,7% ВВП, что фактически сопоставимо со всеми расходами на школьное образование. Тогда как в Финляндии расходы на репетиторство буквально ноль. Там стараются максимально провести диагностику в самой школе, индивидуализировать образовательную траекторию до достижения общих высоких результатов. Да, они отстают от Южной Кореи, но ненамного. В тройке-пятёрке лидеров обе страны».

Приводятся данные, что в Германии и Франции «теневой рынок» образования составляет 2 млрд евро в год. В некоторых странах, чтобы вывести этот рынок из тени, профессиональные репетиторы должны предоставлять свои услуги через специально созданные образовательные учреждения – ассоциации и учебные центры.

«Подготовка к различного рода тестам – причина роста репетиторских услуг», – считает директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию Университета Гонконга Марк Брей. По его мнению, такое натаскивание к экзамену наряду с индивидуальным подходом несёт и риски. Некоторые школьные преподаватели осознанно не дают весь материал на уроке, вынуждая учеников обучаться платно после основных занятий. Плюс неравенство (не все могут себе позволить оплатить репетитора), ухудшение здоровья и перегрузка учеников, а также переключение внимания детей на обязательную школьную программу, хотя время могло бы быть потрачено на отдых, увлечения, развитие своих способностей. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах