Примерное время чтения: 14 минут
7229

Ветхое будущее. Почему наши школы находятся в бедственном состоянии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. А могли бы жить и жить... 28/03/2018
Алексей Мальгавко / РИА Новости

Заступая в 2016 г. на пост министра образования, Ольга Васильева констатировала: 550 школ в РФ находятся в ветхом состоянии, десятки тысяч нуждаются в капремонте, учебниках, современном оборудовании, интернете. Прошло два года, но острота проблемы не сгладилась — отчаявшиеся учителя и сами школьники выкладывают в сеть ролики о бедственном положении их учебных заведений. Как исправить положение?

Пока не рухнут стены?

2 млн школьников занимаются в зданиях, требующих капитального ремонта. И некоторые учителя решили: больше так продолжаться не может.

Уволили за правду

В конце декабря 2017 г. молодую учительницу биологии Елену Носову из Сочи уволили после того, как она выложила в Интернет видео, демонстрирующее ужасающее состояние класса. «Я обращалась к руководству школы и в администрацию города с просьбами привести в порядок условия труда, — объясняет Елена Носова. — Но мне приходили письменные ответы, что всё соответствует норме. И я решила добиваться справедливости через телевидение».

«Железная дверь висела на одной петле, парты сломаны, вздутые столешницы, штукатурка отвалилась от стен, стулья без спинок... В классе 15 парт, а детей 40-45, им приходится сидеть по трое или брать стулья из соседнего кабинета, ставить вдоль стены и писать, положив тетрадь на колени», — комментировала Елена отснятые кадры.

Видео вызвало огромный резонанс. Но через неделю после его обнародования учительница лишилась работы.

«Якобы родительница пожаловалась, что я с ней грубо общалась по телефону. Но при этом они даже не обозначили, что именно такого я сказала. На самом деле я ничего не нарушала. Меня уволили за правду, а жалобы родителей сфабриковали», — объясняет Носова. Многие учителя сочувствовали Елене и даже благодарили — в школу завезли новые парты, сделали косметический ремонт, но публично поддержать боялись. После огласки в прессе школу посетил губернатор Краснодарского края и поручил мэру Сочи пересмотреть кадровый состав руководства школы. Директор школы уволился по собственному желанию, согласившись, что недоработал.

В феврале этого года точно так же «за правду» пострадал 9-классник школы № 3 райцентра Берёзовка Красноярского кр. Родители попросили ученика снять треснувшие стены и затянутые полиэтиленом рамы, чтобы приложить к жалобе. Ведь учиться в классах при температуре 10 градусов невыносимо. Однако юного папарацци заметила директриса, вызвала полицию и потребовала поставить подростка на учёт.

Убили своими руками?

Где-то ветшающая школа становится не только угрозой для жизни учеников, но и причиной смерти всего населённого пункта. Про школу в алтайском селе Андроново «АиФ» уже писал. Там родители и просто неравнодушные селяне буквально вынудили местные власти изыскать 1 млн 139 тыс. руб. на ремонт школы, в которой протекла крыша. В итоге стены и потолок школы покрылись разводами плесени, штукатурка отваливалась, деревянные оконные рамы перекосило. Андроновские школьники вынуждены были ездить в школу за 12 км. Родители протестовали. На них давили районные власти, мам и пап вызывали на комиссию в райцентр, им выносили предупреждения за «нарушения прав детей на образование». Но андроновцы не сдавались. И частично отремонтированное здание открыло-таки свои двери 1 марта. А 20 марта на районной комиссии было принято решение... о понижении статуса андроновской школы — со средней общеобразовательной до начальной. По мнению местных чиновников, село Андроново, где проживают более 500 человек, относится к категории вымирающих. Видимо, чиновникам не приходит в голову, что из-за их действий село это вымрет гораздо быстрее.

Школа на 45 детей в Невельском р-не Псковской обл. прославилась после того, как там побывала программа «Летучий отряд» с Леной Летучей. И обнаружила текущую крышу, плесень с грибами на лестничных проёмах, холод и сырость в классах — дети сидели в куртках. После чего начался поэтапный ремонт помещения.

«Посуду обновили, завезли ещё две интерактивные доски, теннисный стол, отремонтировали вход. Но в спортзале окна до сих пор закрыты плёнкой и фанерой. Крыша течёт, плесень на стенах осталась», — говорят родители.

Однако в Управлении образования Псковской обл. молчат — неизвестно, будут ли выделены деньги на дальнейший ремонт.

В Дагестане в селении Хебатли жители уже 7 лет ждут строительства новой школы. А старая тем временем грозит обрушиться на головы учеников. Всего в республике в капремонте нуждается не менее 300 школ. «100 ветхих школ отремонтируют в течение года в основном в горных районах — в бюджет на это заложили 200 млн руб. Но изыщем дополнительно средства. В основном помогут выходцы из Дагестана — депутаты, члены Совета Федерации, достаточно обеспеченные люди», — сказал врио главы республики Владимир Васильев.

Русский — в столовой

Есть проблемы в некоторых школах Новосибирска. В гимназии № 3 занятия иногда проходят в столовой — кабинетов на всех не хватает, а на реконструкцию здания и пристройку нет денег. В школе № 57 Дзержинского р-на родители не могут добиться капремонта несколько лет. Со стен сыплется штукатурка, а физкультура проходит в коридоре — спортзал в таком состоянии, что гораздо больше шансов угробить, а не укрепить здоровье детей.

В Нижнем Новгороде депутаты забили тревогу. «На проведение ремонтных работ в школах нужен 1 млрд руб., а у нас всего 121 млн в этом году, — заявил депутат городской думы Игорь Богданов. — Из 23 школ Ленинского р-на в 15 крыши находятся в аварийном состоянии. Вода льётся ручьём на перекрытия, валится штукатурка, рушатся стены».

И такая ситуация во многих регионах. Достанет ли у местных чиновников совести отремонтировать классы?

Школу спасли сами

И всё же есть примеры, где проблемы с приведением школ в рабочее состояние удаётся решить.

Так, в Екатеринбурге родители и педагоги, объединившись, заставили чиновников отремонтировать родную школу.

Скандал разгорелся в августе 2017 г. Роспотребнадзор проверил школу № 84 на улице Листопадной, 4 (19-й военный городок), и запретил проводить там уроки: и детям, и учителям находиться в здании было опасно. В школе более 50 (!) лет не проводился капитальный ремонт. Замены требовало всё: кровля, электропроводка, сантехника, трубы, стены. Учатся там 700 ребятишек, половина из которых — дети военнослужащих. Из-за юридической казуистики военные и городские власти перекладывали друг на друга ответственность за проведение ремонта.

В итоге родители собрали митинг, а потом кинули клич в соцсетях с просьбой всем неравнодушным помочь стройматериалами и мужскими руками. Лишь после такой огласки власти приняли решение выделить 1,5 млн руб. из городского и областного бюджетов. Совместными усилиями здание привели в порядок.

«Ситуация повторяется из года в год, — рассказала директор школы № 84 Татьяна Плюхина. — В конце лета педагоги берутся за мастерки, пилы и молотки и начинают приводить школу в порядок. Хочу, чтобы власти поняли: одними мастерками проблему не решить. Школа требует капитального ремонта».

В карельской деревне Вокнаволок нашли оригинальный выход из положения. Несколько лет назад её признали культурной столицей финно-угорского мира. Деревне более 500 лет, в этих местах были записаны основные руны эпоса «Калевала». В постсоветское время Вокнаволоку пришлось несладко, местные предприятия закрывались одно за другим, и центром жизни здесь стала общеобразовательная средняя школа, построенная в 1995 г. на деньги Финляндии.

Местные власти понимают значение школы и не жалеют сил, чтобы её сохранить. В 2000-м в её здание переселили администрацию, библиотеку и детсад. Школу обеспечили современной техникой, учителям платят приличные зарплаты, а лучшие ученики могут рассчитывать на небольшие стипендии. Поддерживают школу и финские власти.

Есть надежда, что государство активнее подключится к решению проблемы. Министр образования Ольга Васильева сообщила: на ремонт всех старых школ нужно 10 млрд руб. Есть планы привлечь частные компании в рамках государственно-частного партнёрства.

Ведь сдвинулся же с мёртвой точки вопрос строительства новых школ.

 

В чей карман залезть? В родительский!

На 2018 г. федеральный бюджет выделил на образование 663 млрд руб. — на 68 млрд больше, чем в 2017 г. Рост расходов даже превысил уровень официальной инфляции, чего не было уже несколько лет. Увеличиваются расходы и по госпрограмме развития образования, в этом году на неё запланировано 481 млрд руб.

К сожалению, обычные школы этих баснословных сумм не видят. Потому что финансовое обеспечение школ по большей части — забота регионов и местных властей. И если у первых бюджеты зачастую бедные, то у вторых и вовсе нищие. А потому при планировании школьных бюджетов о расходах на ремонт даже не вспоминают — найти бы деньги на зарплаты учителям и учебники детям.

Ремонта три года ждут?

А между тем, по словам министра образования Ольги Васильевой, «сегодня страшная проблема со структурой школьных зданий». «Физический износ школьных зданий очень актуален. Большинство наших школ, а это 42 тыс. учебных заведений, построено 40-50 лет назад, это практически основная проблема для всех регионов страны», — сообщила глава Минобрнауки в конце 2017 г. на правительственном часе в Госдуме.

«Федеральный центр в последние годы выделяет существенные средства на строительство новых школ (в 2017 г. открылось больше сотни новых школ. — Ред.), — объясняет директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — А вот проблема текущего ремонта, приведения школ в надлежащее состояние часто уходит на второй план. Первостепенная ответственность регионов — это заработная плата педагогов (надо выполнять майские указы президента), учебники и прочие учебные расходы. Поскольку школы находятся в муниципальной собственности, то за содержание и ремонт зданий отвечают местные власти. Причём деньги на текущий ремонт должны выделяться раз в три года. Однако на деле такая строчка расходов в бюджетах муниципалитетов практически отсутствует.

Если же нужно отремонтировать крышу, стены, заменить полы или привести в порядок туалеты — это считается капремонтом. И суммы там фигурируют совсем другие. Выделяться они должны отдельной целевой субсидией со всей необходимой проектной документацией. Муниципалитеты же в последние годы вынуждены изыскивать средства на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала (субсидия региона выделяется в основном на педагогический состав). В отдельных регионах на зарплаты администрации потратили стимулирующую часть зарплаты педагогов, что спровоцировало громкие скандалы. Так что у муниципалитетов средств на ремонт практически нет.

Да, в школу регулярно приходят пожнадзор, другие ведомства, которые выписывают предписания об устранении нарушений. Но предписание — недостаточное основание для того, чтобы муниципалитет выделил деньги. Директор должен сам думать, где их искать. И ты хоть обыщись, если деньги по нормативу выделены только на зарплату, учебные расходы и оснащение учебного процесса.

В итоге можно только посочувствовать родителям, на которых давит школьная администрация, чтобы они софинансировали приведение учебных заведений в порядок. Мало того, многие родители готовы добровольно помогать школе, если бы эта работа была организована прозрачно, с участием управляющего совета школы. Неумение школьной администрации открыто, честно вести диалог с родителями, использовать их помощь (необязательно денежную), нерациональное расходование средств (например, закупка дорогостоящего оборудования, которое потом не используется), неумение применять конкурсные процедуры для привлечения подрядчиков и тем самым экономить деньги ещё больше ухудшает ситуацию«.

Своя кубышка

«Судя по данным опросов, многие директора школ ожидают ещё больших проблем с оснащением и поддержкой материально-технической базы школ, — считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. — Однако там, где произошло укрупнение школ, руководство в целом воспринимает ситуацию с бóльшим оптимизмом, чем раньше, утверждая, что жить им стало легче. Видимо, это связано с тем, что они получают более значительные суммы в своё распоряжение, им легче решать насущные проблемы. Кроме того, надо учитывать, что введение стимулирующей части заработной платы учителей дало директорам больше инструментов воздействия на педколлектив: одних миловать, а у других, наоборот, ухудшать материальное положение. То, что директора с большей свободой распоряжаются деньгами, привело их к большей удовлетворённости финансовым положением даже без увеличения финансирования. Справедливости ради надо сказать, что число недовольных зарплатой учителей впервые за долгие годы стало снижаться. Не устраивает зарплата 59,1% учителей, в прошлом году таких было 64%.

Родители говорят, что с появлением платных услуг в школах величина поборов снизилась. Проблему нехватки финансирования теперь отчасти решают за счёт всё того же родительского кармана, нередко навязывая платные кружки и сверхурочные занятия, которые стали во многом обязательными».

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах