В последнее время учителя столкнулись с тем, что дети, даже в физико-математических классах, не могут правильно прочитать условие задачи: не видят в ней половину слов или отвечают не на тот вопрос. Более того, по статистике, даже на ЕГЭ до 40% ошибок связано с неверно прочитанным условием задания.
«Почему-то у ребят не укладывается в голове, что задача - такой же связный текст, в котором есть основная мысль, главные и второстепенные слова. Они выхватывают отдельные фразы и не видят целостной картинки. Чтобы научить школьников понимать научный или технический текст, в рамках инженерного спецкурса для 8-9-х классов введён модуль «Лингвистическое моделирование текста», - рассказывает его автор и ведущая модуля Бахаргуль Юнусова. - Модуль идёт только второй год, но прогресс уже заметен».
Есть много приёмов обучить ребят читать быстро и правильно. Можно потренироваться вместе с детьми и родителями.
1. Определить ошибку. Ребята разбирают текст задачи, после этого им даётся аналогичная задачка, но некоторые слова в ней переставлены. А от этого меняется смысл. Ученики должны понять, что и как изменилось.
2. Найти в тексте зашифрованную информацию, которая может не иметь никакого отношения к данному отрывку.
3. Приём быстрого чтения. Сначала предлагается посмотреть на текст как на картинку, потом записать, что успели запомнить, и сверить с оригиналом.
4. Чтение по диагонали. Дети ищут в тексте опорные слова, как правило, они выстраиваются по диагонали слева направо. Делают вывод, о чём текст.
5. Восстановить «сломанный» текст, где намеренно допущены ошибки.
6. Разложить стихотворный текст в прозу. Дети должны угадать, что это за стихотворение. А заодно подумать: почему написанные в одном порядке слова вообще не несут никакого смысла, а в другом - это поэтический текст.