В России порядка 12 млн россиян имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), из них 2 млн — дети. Рассказываем, какие условия создаются для их образования.
Два мира
Так уж сложилось, что мир детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как бы отделен от остального мира труднопреодолимой преградой. У обычных ребятишек свои детские сады и школы, у детей с ОВЗ – свои. Так еще с советских времен повелось. Однако это нельзя назвать благом для самих детей. Если с детства жестко разделять две жизни, обычную и «инвалидную», то потом вернуть человека с проблемами в общество уже очень сложно. Между прочим, речь о 2 с лишним миллионах детей. Пройдет немного времени, и они станут взрослыми людьми с ОВЗ.
В мире уже выработали метод противодействия проблеме такого разделения. Он называется инклюзивным образованием. Если коротко, то это организация процесса обучения, при которой школьники, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования. То есть вместе обучаются обычные дети и их сверстники с особенностями.
Это касается детских садов, школ, университетов. В России вопросами инклюзивного образования занимается, в том числе Агентство стратегических инициатив (АСИ). Уже второй год АСИ проводит форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», в котором принимают участие не только широкое экспертное сообщество, представители школ и органов власти, но и родителей детей с особенностями. Первый форум прошел в прошлом году в Грозном, второй – при поддержке Министерства просвещения России – в Сургуте.
Как собрать мозаику?
«Наша цель – выработать решения в сфере инклюзивного образования с учетом ресурсов государства, бизнеса, НКО, общества в целом, - отмечает Светлана Чупшева, генеральный директор АСИ. – В этом году мы уделили особое внимание непрерывности образования, разнообразию форм обучения для детей с особыми потребностями, а также возможностям их дальнейшей самореализации».
Тут необходимо пояснение. Понятие ограниченные возможности здоровья появилось у нас в 2008 году. В основном имеются в виду такие диагнозы, как ДЦП, нарушения речи, зрения и слуха, аутизм, задержка психического развития, интеллектуальные нарушения.
При этом все составляющие системы реабилитации таких детей в России давно существуют. У нас много хороших центров и коррекционных школ. Налажена работа логопедов и детских психологов. Вузы каждый год выпускают специалистов по коррекционной педагогике. Даже законодательная база отработана. За последние 10-12 лет в Федеральном законе «Об образовании» появились нормы о ранней помощи детям с ОВЗ до 3 лет, создании специальных условий для них в детских садах и школах. А в прошлом году президент Владимир Путин подписал поправки к закону о социальной защите людей с инвалидностью, которые закрепили понятия «сопровождаемого проживания» и «социальной занятости».
Проблемы переходов
Но в некотором смысле всё вышеперечисленное – это кусочки мозаики, которые подчас не очень складываются в один пазл. Почему?
«Проблема в том, что детям с ОВЗ и их родителям приходится преодолевать барьеры, связанные с переходом c одного уровня образования на другой, - объясняет Светлана Алехина, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования. – Сначала – из детского сада в начальную школу. Потом – из начальной в основную, потом в среднюю, потом в систему профессионального или высшего образования. Эти переходы на сегодняшний день – серьезные барьеры, усложняющие включение в новые условия образования и новые социальные среды. Для преодоления барьеров нужна поддержка, адаптированные программы, доступная среда, индивидуальные средства и подготовленный учитель».
Детям поможет тьютор
Нельзя сказать, что со стороны государства для помощи детям с ОВЗ и их семьям ничего не делается.
«С 2017 г. в России существует такая профессия, как тьютор, индивидуальный сопровождающий для ребенка с особыми потребностями, – объясняет Светлана Алехина. – Если коротко, то тьютор – профессиональный педагог с высшим образованием, который занимается организацией социальной среды. Кроме того, тьютор работает с другими педагогами, которые обучают ребенка с проблемами в школах и других образовательных учреждениях.
По приказу Минпросващения России, один тьютор может одновременно вести до 6 детей с ОВЗ. Все-таки в эмоциональном плане это очень сложная работа, сопряженная с профессиональным выгоранием. К тому же тьюторов в стране не хватает, мало и вузов, которые их готовят, недостаточно программ подготовки».
Тем не менее, появление людей этой профессии в обществе – уже большое дело. Как известно, даже самая длинная дорога начинается с первого шага.
Ресурсный класс
Ресурсный класс – это модель инклюзивного образования, при которой дети с любыми особенностями могут учиться в обычных классах, но при создании необходимых мер поддержки.
В России такие классы открылись в 2013 году – в одной из московских школ первые 7 учеников с тяжелым аутизмом и тяжелыми нарушениями речи вышли в общеобразовательную среду. Сейчас такие классы доступны детям с разными нозологиями — с синдромом Дауна, ДЦП, множественными нарушениями развития. Потому что ключевое в модели ресурсного класса — не диагноз ребенка, а то, какие у него образовательные потребности. Для каждого ученика выстраивается индивидуальная стратегия работы. Сегодня ресурсные классы есть в более чем 80 школах.
Индивидуальный маршрут
В последнее время силами государства, общественности, НКО многое меняется к лучшему. «У нас есть примеры, - говорил на форуме в Сургуте Гоша Куценко, актер, учредитель благотворительных фондов по поддержке детей с особенностями «Шаг вместе» и «Жизнь с ДЦП», - когда один мальчик с ОВЗ из детдома в Тверской области после реабилитации в Научно-практическом центре детской психоневрологии (пожалуй, головного учреждения подобного профиля в стране) закончил университет, стал успешным юристом. Другие дети пишут стихи и прозу. Поверьте, мои самые прекрасные воспоминания – о них. Как будто это мои дети».
«Сегодня более половины школьников с ОВЗ обучаются инклюзивно, - рассказал Сергей Кравцов, министр просвещения России. – Мы делаем все, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями высокое качество образования. Качество и доступность инклюзивного образования во многом зависит от совместного труда родителей, педагогов, руководителей образовательных организаций и самих ребят. Только сообща мы можем добиться высоких результатов на этом важном пути».
Хоккей и мода
Инклюзивные подходы сегодня распространяются не только в школьном образовании. Дети с особенностями занимаются адаптивным хоккеем и участвуют в показах мод. Десятки брендов из Москвы, Казани, Екатеринбурга предлагают одежду для особенных ребят. Как правило, она моделируется мамами, которые воспитывают детей с ограничениями по здоровью. В Сургуте организовали показ мод с участием ребят с ОВЗ.
С 2021 года в России действует Федерация адаптивного хоккея, которая занимается развитием этого вида спорта для детей на системном уровне и объединяет детские команды со всей страны.