«Что не так с нашей системой образования? Какие у нее цели? Что мы от нее хотим? Какие задачи ставим?» — такими вопросами задал направление дискуссии советник Президента РФ, научный руководитель Института наследия и современного общества (ИНиСО) РГГУ Валерий Фадеев.
Заседание интеллектуального клуба ИНиСО, в ходе которого учителя, родители, политики, общественные деятели, журналисты и учёные обсуждали качественное образование детей будущего, состоялось на площадке Союза женщин России.
В котле звенящей пошлости
«Попустительство и безнаказанность, умноженные на беззащитность и беспомощность учителей и родителей, — всё это, вместе взятое, привело нас к реальной потере ориентиров, представления, что такое правило, что такое хорошо, что такое совесть, — считает председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. — Вдруг стало понятно, что существуем мы в огромном котле звенящей пошлости. Она льётся из телевидения, кино, со сцен театров и концертных залов. Ощущение свободы, к которой мы так стремились и которая, как нам казалось, пришла, когда распахнулось окно в “светлый цивилизованный мир”, быстро угасло, потому что нам в это распахнутое окно вставили канализационную трубу».
В августе при президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека была создана рабочая группа по вопросам образования. Её возглавила уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области, член СПЧ Екатерина Сморода. На заседании клуба она выступила с обстоятельным докладом, охарактеризовав нынешнее образование как «абсолютно мозаичную, архаичную, утилитарную систему», представляющую угрозу национальной безопасности страны.
«Образование сделали услугой, что коренным образом изменило не только его содержание, но и сформировало потребительское отношение к школе и учителям, — сказала Сморода. — Руководителей образовательных учреждений сделали менеджерами, учителей превратили в контролёров, основной задачей которых определили не передачу знаний, воспитания, развития, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое обогащение детей, а оказание содействия в самостоятельном познании мира и самостоятельном получении знаний».
Сегодня образование, по её словам, в том числе и школьное, — это коммерческий проект. За все нужно постоянно платить: за подготовку к ЕГ, за репетиторов, за курсы, за дополнительные образовательные услуги, за овладение новыми компетенциями и т. д.
«Если мы посмотрим, какое количество платных образовательных программ появилось за последнее время, каков рост числа частных образовательных организаций, каков уход детей на семейное образование, то есть уход из школы, то это должно заставить нас содрогнуться. И это говорит о том, что роль школы как института может быть обесценена в нашем социуме», — пояснила Сморода.
Гаджет вместо книги
Виртуальный мир сегодня стал одним из самых мощных каналов, через который не просто сливается деструктивный контент, но и разрушаются базовые основы человека.
Врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии Андрей Курпатов сообщил, что 50% детей до 10 лет постоянно находятся в онлайне.
«Как следствие — у ребёнка не структурируются базовые нейронные сети, необходимые для нормального развития, — пояснил пагубность воздействия он. — Страдает внимание. 20 лет назад взрослый человек мог 2,5 минуты сосредоточенно о чём-то думать. Сейчас — 47 секунд. Люди бросают высшее образование, дети после школы идут в бывшие училища, и только 10% из них идут после этого дальше».
При этом реальность нынешнего образования такова, что у родителей и детей, по словам Екатерины Смороды, «полностью забирают возможность жить без гаджетов и интернета».
«Более того, школам разрешено переходить на электронные источники знаний, многие из которых не прошли педагогическую экспертизу, — отметила она. — Мы уже постепенно отказываемся от учебников, в итоге у детей отнимаем книгу как таковую».
Доцент кафедры региональной науки и географии РУДН, учитель географии школы «Интеллектуал» Татьяна Крейденко обратила внимание на то, что часы некоторых предметов, в т. ч. географии, сокращаются на местах, и задала вопрос администрациям таких школ: «Разве можно научиться любить страну, которую ты не знаешь?»
Екатерина Сморода уверена, что качество образования не может измеряться в баллах ЕГЭ: «Школа — это знания. А ещё школа — это любовь. Любовь к Родине, любовь к семье, любовь к ценности жизни и всему тому, чему нас с вами учили в детстве».