Примерное время чтения: 6 минут
2771

Квадратный корень проблем. Что мы могли бы перенять у Китая в образовании?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Год защитников Отечества 22/02/2023
Китай стремительно развивается в том числе и потому, что сделал ставку на современные технологии школьного образования.
Китай стремительно развивается в том числе и потому, что сделал ставку на современные технологии школьного образования. Reuters

Компания Илона Маска с начала 2023 г. запустила в космос 10 ракет-носителей. С десятой на орбиту была выведена партия из 55 спутников, всего их там работает уже свыше 3 тыс. А вот вторая новость, тоже из Америки: в Балтиморе в 23 школах ни один ученик не сдал экзамен по математике.

В России эти экзамены все как-то сдают, аттестат с первого раза не получают единицы. Но при такой поголовной образованности спутники мы тысячами не запускаем. Как так получается?

«Состояние городских школ в бедных районах Америки хорошо известно – многие читали книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», – говорит замдиректора Центра дополнительного образования одарённых школьников (г. Киров), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике Игорь Рубанов. – В России такие школы тоже можно найти. Но в Америке кто хочет учиться, тот учится. Там достаточно много мест, где умные дети могут получать хорошие знания».

«Посмотрите, кто ведущие математики в Америке, по­смотрите на команду США на международной олимпиаде – там много китайцев и индусов, – объясняет доктор физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник Института проблем управления РАН Максим Балашов. – Помимо того, что и в самих Штатах есть способные дети, там очень большой приток талантливой молодёжи со всего мира».

НАТО завидовало школам СССР

Увы, в России уровень знаний в области точных наук снижается. И это несмотря на то, что несколько лет назад была принята концепция повышения качества математического образования.

«Наблюдая результаты школьного этапа олимпиады, могу сказать, что математике стали учить хуже. И не только математике, – считает Рубанов. – Дело в том, что нередко педагоги лишь имитируют бурную преподавательскую деятельность. Потому что работать честно им бывает невыгодно. Поставишь ученику двойку, тебя же и обвинят в том, что плохо учишь. Ещё одна причина – непрестижность профессии: в обществе снизилась потребность в высокообразованных людях. Чтобы работать курьером и развозить пиццу, образование особо не нужно».

Всё это тем более обидно, что так было не всегда. «В ­50-е гг. прошлого века наша страна имела хорошую для своего времени систему образования, что подтвердило исследование доктора Мэндэрса, опубликованное под названием «Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.», – рассказывает учитель математики, кандидат педагогических наук, автор учебников по математике Александр Шевкин. – Вот цитата из этого документа: «Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы… Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьёз задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».

Обслуге наука не нужна

В 1970–1978 гг. в математическом образовании у нас проводилась так называемая реформа Колмогорова. Были выпущены новые учебники, повысившие научность изложения материала. В средней школе стали изучать вопросы, которые раньше проходили только в старших классах. «Беда в том, что параллельно с этой реформой в стране проводилась кампания «Учим без двоек, учим без второгодников!», под флагом которой неуспевающих школьников поэтапно переводили в следующий класс, – продолжает Шевкин. – В первый год 30%, потом 50%, потом 70%. И никак при этом не компенсировали пробелы в обучении. В школьном образовании была создана сильнейшая система демотивации, и она действует уже более 50 лет».

А добили математику в школе реформаторы ­1990-х. «Страна готовилась стать сырьевым придатком стран Запада, – считает Шевкин. – Руководители «реформы» образования говорили, что столько математики нам больше не нужно, так как теперь большая часть граждан будет занята в сфере обслуживания. Запад не мог достичь успехов в образовании, сравнимых с советскими, и через своих агентов влияния добился того, что была опущена планка преподавания, в том числе математики. Не могу не привести цитату одного из видных деятелей российского образования А. Г. Асмолова: «Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну именно потому, что вариативное образование даёт выбор вариантов жизни». То есть вместо воспитания российской идентичности, желания реализоваться в родной стране пропагандировали «вариативность». И наконец, после введения ЕГЭ школьные предметы оказались поделены на «нужные» и «ненужные» для сдачи экзаменов – со всеми вытекающими последствиями».

США скупают мозги

Прорывные результаты возможны только там, где хорошо поставлено массовое образование. А для этого необходимы кадры. «США своё массовое образование не развивают, пока есть возможность скупать мозги по всему миру, – считает Шевкин. – Им так дешевле, а деньги считать они умеют. Но я бы обратил внимание на Китай, особенно на принятое в этой стране отношение к учителю. В Китае зарплата учителя в 3 раза больше средней по стране, а в России – почти в 1,5 раза меньше средней по стране. И каких чудес мы после этого ожидаем?»

К сожалению, в вузах ситуация тоже далека от идеальной. «Думаю, что студенты 1–3-х курсов наших ведущих университетов сильнее, чем на Западе, – уверен Балашов. – А вот дальше возможен провал. Дело в том, что на младших курсах, для потока в 100–200 человек, ещё удаётся профинансировать несколько качественных программ по математике. А потом, когда начинается узкая специализация, требуется читать много практически индивидуальных курсов, а это совсем другие деньги. Вы по­смотрите, сколько спецкурсов читается в ведущих вузах тех же США. В нашем Физтехе их на порядок меньше. Но на Западе и зар­плата профессора 7–8 тыс. долл. У нас если тысячу получает – уже хорошо. А на периферии и таких зарплат нет».

Прежде чем решать проблемы в образовании, надо определиться: нужны ли нам своя наука и своё производство или проще наладить «белый» или «серый» импорт? «Государство должно задать системе образования чёткие ориентиры: каких граждан мы хотим растить? – подчёркивает Шевкин. – Надо ли стараться все­сторонне их развивать, учить учиться и добросовестно работать? Надо ли вернуть доверие к учителю и достойно оплачивать его труд? Чтобы он не старался набирать по 2–3 ставки и вести кучу уроков, к которым невозможно как следует подготовиться, не иметь возможности заниматься ни повышением квалификации, ни собственными детьми».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах