Примерное время чтения: 4 минуты
1601

Карты в руки. Как объяснить детям цену денег и уберечь от мошенников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Отопительный резон 21/09/2022

Не только за хлебом

С этого учебного года во всех школах с 1-го по 9-й класс должны проводиться обязательные уроки финансовой грамотности. Они не стали отдельной дисциплиной, по­этому учебная нагрузка на детей увеличиться не должна. Рассказывать детям про безопасное обращение с финансами, в том числе в цифровой сфере, учить рассчитывать налоги, кредиты, варианты страхования, распознавать мошеннические схемы будут на уроках математики, окружающего мира, информатики, географии и обществознания. Подготовлены учебники. Банк России разработал свыше 70 сценариев подобных уроков.

«У современных детей практика участия в финансовых операциях гораздо шире, чем покупка хлеба и кефира в магазине за углом, как это было ещё недавно, – говорит ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ им. Плеханова Наталья Мамедова. – Дети выбирают товары через интернет, являются держателями банковских карт».

Эксперт считает, что приучать детей к обращению с день­гами следует как можно раньше, чтобы появляющиеся «как по волшебству» вещи в доме не вводили их в заблуждение. Важно рассказывать ребёнку, что такое бюджет (в том числе его личный), как им управлять, чем ценны накопления. 

Как снизить риски попадания ребёнка в мошеннические схемы? «Только разбирая с детьми проблемные ситуации, схемы и сценарии действий мошенников, давать оценку последствиям, – считает Н. Мамедова. – Старше­классников можно учить работе с финансовыми документами, рассматривать алгоритмы работы торговых площадок, электронных кошельков, банковских карт, банкротство физлиц, особенности коллекторской деятельности. Нельзя пренебрегать такими темами, как способы заработка в сети».

Советы родителям

1. Помогайте ребёнку ориентироваться в ценах. «При безналичном расчёте детям трудно осознать цену денег, – говорит семейный психотерапевт Елена Чеботарёва. – Сели в такси – вышли, никто ничего не платил. Дети могут потратить родительские деньги, скачивая платные игры и приложения, если аккаунты взрослых привязаны к картам. Поэтому без объяснений не обойтись: да, это выглядит легко, но сколько на эту сумму папе или маме нужно работать?» 

2. Привлекайте детей к покупкам с дошкольного возраста. Можно попросить расплатиться в магазине или кафе, посчитать сдачу, рассчитать покупку и т. д. 

3. Научите копить. Можно попробовать вместе составить бюджет на неделю или месяц. Порассуждайте, что можно было бы купить, когда скопится определённая сумма. 

4. Выдавайте карманные день­ги на длительный срок. Скажем, на месяц, чтобы они учились планировать свои траты. И если деньги закончатся раньше – не нужно давать сверх оговорённой заранее суммы. 

5. Не платите деньги за то, что ребёнок должен делать бесплатно. Скажем, если он не хочет выполнять свои обязанности – делать уроки, вымыть за собой посуду или убраться в комнате, – не стоит мотивировать его за деньги. Есть риск, что потом без оплаты он вообще перестанет это делать. 

6. Не попрекайте ребёнка день­гами. Это обычно фразы типа: «Будешь сам зарабатывать, тогда будешь решать, на что тратить». Или: «Мы на тебя столько потратили (репетиторы, кружки, спортивные секции), а результатов нет». «Они тратят деньги на ребёнка, чтобы удовлетворить какие-то свои амбиции. Так почему же спрос при этом с ребёнка? – говорит Е. Чеботарёва. – Важно не проявлять власть, а объяснять, почему родители считают важным тратить на что-то деньги, как принимаются решения». 

7. Привлекайте детей к принятию решений наравне со взрослыми. Ребёнка полезно спрашивать про его мнение, давать ему какой-то выбор, что именно ему купить на конкретную сумму. Но, конечно, он не должен решать – купить игрушку ему или сестре. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах