Не только за хлебом
С этого учебного года во всех школах с 1-го по 9-й класс должны проводиться обязательные уроки финансовой грамотности. Они не стали отдельной дисциплиной, поэтому учебная нагрузка на детей увеличиться не должна. Рассказывать детям про безопасное обращение с финансами, в том числе в цифровой сфере, учить рассчитывать налоги, кредиты, варианты страхования, распознавать мошеннические схемы будут на уроках математики, окружающего мира, информатики, географии и обществознания. Подготовлены учебники. Банк России разработал свыше 70 сценариев подобных уроков.
«У современных детей практика участия в финансовых операциях гораздо шире, чем покупка хлеба и кефира в магазине за углом, как это было ещё недавно, – говорит ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ им. Плеханова Наталья Мамедова. – Дети выбирают товары через интернет, являются держателями банковских карт».
Эксперт считает, что приучать детей к обращению с деньгами следует как можно раньше, чтобы появляющиеся «как по волшебству» вещи в доме не вводили их в заблуждение. Важно рассказывать ребёнку, что такое бюджет (в том числе его личный), как им управлять, чем ценны накопления.
Как снизить риски попадания ребёнка в мошеннические схемы? «Только разбирая с детьми проблемные ситуации, схемы и сценарии действий мошенников, давать оценку последствиям, – считает Н. Мамедова. – Старшеклассников можно учить работе с финансовыми документами, рассматривать алгоритмы работы торговых площадок, электронных кошельков, банковских карт, банкротство физлиц, особенности коллекторской деятельности. Нельзя пренебрегать такими темами, как способы заработка в сети».
Советы родителям
1. Помогайте ребёнку ориентироваться в ценах. «При безналичном расчёте детям трудно осознать цену денег, – говорит семейный психотерапевт Елена Чеботарёва. – Сели в такси – вышли, никто ничего не платил. Дети могут потратить родительские деньги, скачивая платные игры и приложения, если аккаунты взрослых привязаны к картам. Поэтому без объяснений не обойтись: да, это выглядит легко, но сколько на эту сумму папе или маме нужно работать?»
2. Привлекайте детей к покупкам с дошкольного возраста. Можно попросить расплатиться в магазине или кафе, посчитать сдачу, рассчитать покупку и т. д.
3. Научите копить. Можно попробовать вместе составить бюджет на неделю или месяц. Порассуждайте, что можно было бы купить, когда скопится определённая сумма.
4. Выдавайте карманные деньги на длительный срок. Скажем, на месяц, чтобы они учились планировать свои траты. И если деньги закончатся раньше – не нужно давать сверх оговорённой заранее суммы.
5. Не платите деньги за то, что ребёнок должен делать бесплатно. Скажем, если он не хочет выполнять свои обязанности – делать уроки, вымыть за собой посуду или убраться в комнате, – не стоит мотивировать его за деньги. Есть риск, что потом без оплаты он вообще перестанет это делать.
6. Не попрекайте ребёнка деньгами. Это обычно фразы типа: «Будешь сам зарабатывать, тогда будешь решать, на что тратить». Или: «Мы на тебя столько потратили (репетиторы, кружки, спортивные секции), а результатов нет». «Они тратят деньги на ребёнка, чтобы удовлетворить какие-то свои амбиции. Так почему же спрос при этом с ребёнка? – говорит Е. Чеботарёва. – Важно не проявлять власть, а объяснять, почему родители считают важным тратить на что-то деньги, как принимаются решения».
7. Привлекайте детей к принятию решений наравне со взрослыми. Ребёнка полезно спрашивать про его мнение, давать ему какой-то выбор, что именно ему купить на конкретную сумму. Но, конечно, он не должен решать – купить игрушку ему или сестре.