Как шпаргалка помогает в учебе?
Человек потребляет гораздо больше информации, чем может обработать и запомнить, поэтому значительная ее часть со временем забывается. С этой проблемой сталкиваются как школьники, особенно те, кто готовится к ЕГЭ, так и студенты.
Для того чтобы лучше усвоить и запомнить материал, необходимо активное чтение. Что еще может помочь учащимся, рассказала aif.ru шеф-редактор Консорциума сетевых электронных библиотек (СЭБ) Екатерина Позднякова.
— Во-первых, пишите конспекты. Во время конспектирования человек не просто механически запоминает материал, а перерабатывает его, выделяет главное, структурирует, дополняет схемами, списками, таблицами. В таком виде удобно представлять этапы, логическую последовательность, иерархию и т.д. При необходимости, например, перед экзаменом, конспект поможет быстро освежить в памяти материал.
Во-вторых, делайте заметки. Они помогают сделать чтение активным, что способствует лучшему усвоению и запоминанию. В заметки можно выносить возникающие вопросы, интересные концепции, идеи, интересные факты. После прочтения книги к ним можно вернуться, чтобы быстро освежить материал или ответить на вопросы. Возможно, заметки станут толчком для более глубокого изучения темы.
Не удивляйтесь, но третий совет — пишите шпаргалки. Использовать шпаргалки на экзамене не стоит, но их подготовка помогает хорошо усвоить материал. Шпаргалка — это краткая выжимка из темы. Для того чтобы сделать хорошую шпаргалку нужно переработать и структурировать материал, выделить из него только самое главное. Поэтому такая работа будет способствовать хорошему запоминанию.

Еще один способ запомнить необходимый объем информации — повторяйть прочитанное. Например, надо пересказать, объяснить, ответить на вопросы в конце учебника. Для активного припоминания можно использовать флеш-карточки, на которых записаны вопросы и правильные ответы. Первый раз повторять материал нужно сразу после прочтения. Затем интервалы увеличиваются: 20 минут, 8 часов, сутки, несколько дней. Это помогает лучше запоминать, а также сразу увидеть, что забывается быстрее всего.
Ну, и наконец еще один совет — важно не попасть в ловушку иллюзий. Многократное перечитывание материала не улучшает запоминание, а создает его иллюзию. При повторном чтении человек узнает написанное, даже может уверенно пройти простой тест. Однако, на самом деле он не помнит материал и не может пересказать его или объяснить.