Примерное время чтения: 13 минут
521

Экзамен в масках. Глава Рособрнадзора о том, как будет проходить ЕГЭ-2020

Сюжет Меры против распространения коронавируса в России
Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.
Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. / Нина Зотина / РИА Новости

Тема ЕГЭ сейчас обсуждается на уровне президента страны. Как в ситуации эпидемии провести экзамен так, чтобы дать выпускникам возможность поступить в вузы и обеспечить безопасность детей? Придут ли дети в школу 1 сентября? На вопросы «АиФ» ответил врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Юлия Борта, АиФ.ru: — Анзор Ахмедович, в этом году очень тяжело шла организация ЕГЭ, всё время переносились даты. Можно ли надеяться, что принято окончательное решение?

Анзор Музаев: — Мы тоже надеемся, что больше менять ничего не придется. Но мы должны понимать, что для этого эпидемиологическая ситуация должна иметь положительную динамику во всех субъектах. Почему мы все время двигаем расписание ЕГЭ? Мы не можем проводить экзамены для одного субъекта РФ в одни сроки, а для другого — в другие. Приемная кампания в вузы должна начаться только тогда, когда абсолютно все сдали ЕГЭ. Ведь не все выпускники поступают в свои региональные вузы. Половина студентов московских вузов — из 84 субъектов РФ. Да, есть регионы, которые сообщают о том, что у них ситуация наладилась. Но это не говорит о том, что все должны расслабиться и тут же начать массовые мероприятия, в том числе ЕГЭ. Если мы забудем о безопасности, все очень быстро может вернуться на круги своя. Мы не имеем права идти на риск.

— Сколько детей в итоге будут сдавать экзамены?

— Количество детей увеличилось, потому что мы перенесли весеннюю (досрочную) волну ЕГЭ на основной период. Сейчас у нас зарегистрировано свыше 783 тыс. участников. Из них выпускников прошлого года — 74 тыс. Есть интересная цифра: 48 тыс. из общего количества выпускников — это ребята, которые выбрали только русский язык и базовую математику. Понятно, что эти экзамены нужно сдавать только для получения аттестата, а в этом году принято решение выдать его без экзаменов тем, кто не планирует поступать в вузы. Если такие выпускники все же захотят сдавать экзамен, мы не можем лишить их такого права. Но у нас есть подозрение, что подавляющее большинство из них на экзамен не придут. Либо они планируют оставить полученные баллы на будущее, ведь результаты экзамена действительны 4 года.

— Насколько регионы готовы к проведению экзамена в новых условиях? В частности, будет ли проводиться ЕГЭ в штатном режиме в Дагестане, где сейчас непростая ситуация с заболеваемостью коронавирусом?

— В этом году из-за эпидемии появилось новшество, которого никогда не было. Ребята будут сдавать русский язык в два дня. Это всегда самый массовый экзамен, потому что нет такой специальности ни в одном вузе, где для поступления не требовался бы ЕГЭ по русскому языку. Чтобы развести большие потоки детей и обеспечить рассадку на расстоянии 1,5 метра друг от друга, принято решение разбить экзамен на два дня. Это, к слову, было как раз предложение регионов, которое мы поддержали. Кроме того, мы рекомендуем количество пунктов проведения экзамена не уменьшать, а при необходимости увеличивать количество аудиторий.

Что касается Дагестана, то ситуация там действительно тяжелая. Развернуты мобильные госпитали. Принимаются чрезвычайные меры вплоть до того, что задействованы силы Министерства обороны. У нас большие надежды, что свой пик эпидемия в Дагестане прошла. Думаю, что к июлю ситуация там нормализуется и ребята вместе сдадут ЕГЭ.

Кто отказался от экзаменов?

— А маски и перчатки придётся надевать на экзамен? Всё же просидеть в них 4-5 часов тяжело.

— Мы направляем рекомендации в регион, а там уже местная экзаменационная комиссия, региональный штаб по борьбе с эпидемией должны сами принимать решение о том, какие средства безопасности использовать. Мы не считаем правильным надевать на детей в июле, когда обычно стоит жара, маски и перчатки, особенно в регионах, где нет новых случаев заражения коронавирусом. Но, повторюсь, решение будет принимать региональная власть исходя из конкретной ситуации. Однако мы всем рекомендуем, чтобы маски были обязательно на организаторах экзамена, а регион обеспечил их средствами защиты. Тем более что среди учителей, которые проводят экзамен, есть люди старшего возраста, которые находятся в группе риска. Их нужно обезопасить. По данным руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, количество детей до 18 лет, болеющих коронавирусной инфекцией, составляет около 7%. Так что дети могут быть переносчиками инфекции.

— Есть ли уже опыт других стран? Кто-то провел выпускные экзамены после выхода из карантина?

— Мы отслеживаем ситуацию в мире. Везде по-разному. Германия, Франция, как и мы, тоже оттягивают экзамены. Какие-то страны вообще отказались от сдачи экзаменов, например, Нидерланды, Великобритания, Швеция. Мы совместно с советом ректоров, который возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий, и с Минобразования пришли к полному пониманию, что без ЕГЭ (вообще и в этом году особенно) качественный, справедливый, объективный набор в высшие учебные заведения провести невозможно.

Четвертая четверть в школах показала, как непросто было организовать массовый процесс дистанционного обучения... Далеко не у каждого ученика дома был нормальный интернет, соответствующие технические средства.

Существует так называемая система прокторинга, когда абитуриент сдаёт экзамен онлайн (пишет работу или отвечает устно), а экзаменатор наблюдает за ним в режиме реального времени, чтобы исключить использование шпаргалок и прочих уловок, подтверждает личность абитуриента по его документам. Однако сегодня только у нескольких вузов есть программное обеспечение и специалисты, которые могут с таким форматом работать. Кроме того, не у всех выпускников есть возможность сдавать экзамены онлайн. Четвертая четверть в школах показала, как непросто было организовать массовый процесс дистанционного обучения. Даже если у учителя есть компьютер, ноутбук и т. д., далеко не у каждого ученика дома был нормальный интернет, соответствующие технические средства. Наконец, если вернуться к такой вариации «дедовского» способа сдачи вступительных экзаменов, когда абитуриент предстает перед приёмной комиссией (пусть и дистанционно), мы сразу должны лишить всех выпускников права поступать одновременно в пять вузов (сейчас каждый может подать документы в пять вузов на три направления в каждом — Ред.). Просто физически не сможем это сделать, ведь приёмная кампания тогда по времени растянется до Нового года. Значит, остается только одна попытка: провалил экзамены в один вуз — больше не сможешь никуда поступить. Поэтому вузы в один голос поддержали ЕГЭ. А иначе равноправие, которое сложилось в последние годы благодаря ЕГЭ, будет нарушено.

— Вы говорили о том, что сами по себе цифровые технологии будут внедряться в ЕГЭ дальше.

— Да, экзамен будет меняться. Со следующего года экзамен по информатике в обязательном порядке будем проводить на компьютерах. У нас давным-давно есть соответствующее программное обеспечение, разработаны контрольно-измерительные материалы, они апробированы и устраивают всех. Что нас сдерживает? До сих пор почти половина субъектов не могли организовать компьютерные классы с хорошим оборудованием для сдачи экзамена. У нас 6 тыс. пунктов проведения экзаменов по всей стране, почти половина — в сельской местности, где иногда даже нет дорог, все необходимое людям, в том числе задания ЕГЭ, доставляется вертолетами. Но во всем плохом надо искать положительное. Сегодняшняя ситуация заставила даже тех, кто тормозил процессы с развитием компьютерных технологий, цифровизацией, ускорить эту работу. Так что не думаю, что у нас останутся школы без качественного оборудования. А значит, экзамен станет более технологичным, станет проводиться в том числе в цифровом формате.

Перед эпидемией у нас планировалась большая конференция, на которую мы собирались пригласить молодых IT-специалистов и предложить им «мозговой штурм» на тему того, как может выглядеть экзамен в будущем, скажем, в 2030 году. Сейчас возможностей для дополнительного образования не хватает именно в цифре, в интернете, где ребята имеют много достижений. Они сейчас нигде не оцениваются. Как это встроить в портфолио, вступительные баллы при поступлении в вузы? Эти вопросы будем решать.

— Планировалось, что в 2020 году иностранный язык станет третьим обязательным предметом ЕГЭ. Решение отменили?

— Иностранный язык должен был стать обязательным в 2022 году. Однако ещё зимой прошло общественное обсуждение этого решения на площадке «Единой России» с участием педагогов, представителей родительской общественности. Была вынесена и направлена в Минпросвещения резолюция о том, что не надо вводить обязательный иностранный язык в ЕГЭ. Надо понимать, что иностранный язык — это часть действующего образовательного стандарта. Поэтому обучать детей нужно. А провести оценку знаний мы готовы в любой форме, например, в виде обязательной контрольной в 11 классе, как собеседование или итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ. Сейчас Минпросвещения этот вопрос рассматривает.

— Сроки проверки экзаменационных работ останутся прежними — десять дней?

— Да, но мы приложим все усилия, чтобы сделать это даже раньше установленных сроков. Для вузов важно иметь время, чтобы принять документы абитуриентов, обработать, провести зачисление в две волны. Чтобы 1 сентября они могли принять студентов на занятия.

Баллы будут выше?

— Эксперты говорят, что качество обучения за последние два месяца ухудшилось. Нет ли опасения, что результаты ЕГЭ и результаты Всероссийских проверочных работ, которые школьники будут писать после каникул, окажутся плачевными?

— По моим прогнозам, ребята в этом году намного лучше будут сдавать ЕГЭ и средние баллы увеличатся. Хотя, может быть, я один такой оптимист. Но уверен, что хуже, чем в прошлом году, в любом случае не будет. Нынешние одиннадцатиклассники основную подготовку уже прошли до марта. В апреле-мае по традиции все просто пишут пробные экзамены, тренируются. Более того, оказавшись дома на самоизоляции и лишившись развлечений на улице, ребята поневоле получили даже больше времени на подготовку. Мы со своей стороны на своих ресурсах в интернете разместили небывалое количество материалов для подготовки с разбором заданий, видеоуроками учителей. За 4 дня с момента опубликования материалов на сайте ФИПИ было около 2 млн просмотров и скачиваний. Плюс добавился лишний месяц для подготовки, так как экзамены перенесли.

По ВПР результаты могут быть хуже. Но я бы не стал всё списывать только на дистанционное обучение. После лета дети обычно ещё какое-то время отходят от каникул и входят в «учебную форму». Плюс у школьников, в отличие от выпускников, может быть ниже мотивация к учебе, ведь по результатам ВПР в вузы не поступают. Надеюсь, мы придем к консенсусу и проведем ВПР ближе к концу сентября.

— Вопрос, который волнует всех родителей: дети пойдут в школу 1 сентября?

— У меня самого дома два школьника. Я очень надеюсь, что они пойдут в школу с 1 сентября. А ещё больше на это надеется их мама. Конечно, тяжело все-таки. Но надо понимать, что это был новый опыт не только для РФ. В Youtube много роликов, где показано, что так же нервничают родители в других странах. Ни одна страна, даже крупнейшие мировые мегаполисы не были готовы к массовому дистанционному обучению. В ноябре прошлого года мы ездили в Гонконг обмениваться опытом с коллегами. Нас интересовало, как школьникам Гонконга удается показывать выдающиеся результаты по качеству образования во всех международных исследованиях. До поездки мы были уверены, что у каждого ученика есть планшет, все школы напичканы современными технологиями, все в цифре. Ан нет! Оказалось, что за последние десять лет в Гонконге создали полностью цифровую среду только в половине школ. Но даже Гонконг не был готов к сложившейся ситуации.

Мы любим посыпать голову пеплом и говорить, что только у нас было все так плохо. Однако у всех были свои трудности. Я считаю, что наши родители, ученики и учителя с трудностями справились достойно. Всем честь и хвала.

Мы любим посыпать голову пеплом и говорить, что только у нас было все так плохо. Однако у всех были свои трудности. Я считаю, что наши родители, ученики и учителя с трудностями справились достойно. Всем честь и хвала.

Но хотелось бы, чтобы 1 сентября дети ножками пошли в школу, друг друга увидели и общались вживую, а не только через телефон и компьютер.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах