Первого сентября каждый школьник делает шаг к новым знаниям. Но в столичном образовании не ограничиваются уже наработанным опытом, а делают школьную жизнь ещё разнообразнее. Aif.ru узнал, чего прежде не было, а в 2022/2023 учебном году появится.
Классы спортивные и космические
Ежегодно город предлагает школьникам поступать в классы разной направленности — от инженерных и медицинских до предпринимательских и педагогических, чтобы окунуться в профессию, разобраться, подходит ли она тебе для будущей карьеры, и получить углублённые знания. Проекты предпрофессиональной подготовки можно найти в каждом районе Москвы. С детьми работают школьные учителя, преподаватели ведущих российских вузов, центры технологической поддержки образования, также используются ресурсы всех сетевых учреждений столичного Департамента образования и науки. С 1 сентября 2022 г. восемь общеобразовательных организаций вступают в проект «Спортивный класс в московской школе».
Он рассчитан на учащихся 10-11-х классов. Педагоги и преподаватели вузов берутся помогать расти успехам в спорте и мотивировать старшеклассников к освоению профессий в области физкультуры и спорта. Aif.ru поговорил с директором школы № 1251 им. генерала Шарля де Голля Татьяной Кравец, куда с сентября приходит проект. Сотрудничество этого учебного заведения с юными спортсменами начнётся не с чистого листа. «Новый проект стартует в Москве с завтрашнего дня, но он зиждется на традициях, которые были заложены много лет назад, — пояснила aif.ru директор. — В школе олимпийского резерва, находящейся в десяти минутах ходьбы от нас, ведутся занятия по волейболу и фехтованию. Поступив в спортшколу, ребята проводили там тренировки, а за знаниями по общеобразовательным дисциплинам приходили в школу № 1251. Кстати, в прошлом учебном году три выпускника получили медали за отличную учёбу. Теперь же благодаря участию в проекте “Спортивный класс” они будут не только готовиться к победам в спорте и получать крепкие знания по школьным предметам. Мы заключили договор с Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, чтобы показать старшеклассникам профессии, существующие как в области физкультуры и спорта, так и в смежных областях — например, спортивной журналистике, спортивной медицине и т. д.».
С сентября увеличится число школ с предпрофессиональными классами. И впервые откроются классы космические (это произойдёт в 29 школах, среди партнёров — Роскосмос и лучшие вузы) и авиастроительные (заработают в 9 школах, партнёрами выступят МАИ и Ростех).
34 разговора о важном
5 сентября стартует проект «Разговоры о важном». По понедельникам утро во всех образовательных организациях столицы будет начинаться с торжественной церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации, после чего школьники будут говорить с классными руководителями об истории, культуре нашей страны и т. д. Темы и содержание занятий определены с учетом возраста учеников. «“Разговоры о важном” — не привычное учебное занятие, — подчёркивает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев. — Это пространство для общения, построенное на доверии и взаимном уважении. Здесь не должно быть места начётничеству и морализаторству. Но такой диалог призван заставить ребят задуматься о нравственных ценностях, ключевых этических вопросах, заложенных в каждую из тем данного курса».
Первой темой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» станет «День знаний». В сентябре и октябре ребята обсудят темы, посвященные юбилею Константина Циолковского, Дню пожилых людей, Дню музыки, Дню учителя, Дню отца и каникулам. В течение учебного года планируется провести 34 урока. Одним из основных инструментов эффективной организации «Разговоров о важном» станет «Московская электронная школа».
«В современном мире компьютерных технологий у детей существует бесчисленное количество источников информации. Однако их качество и достоверность школьник не всегда может оценить верно, — считает классный руководитель 11-го класса школы № 1529 им. А. С. Грибоедова Андрей Ежков. — Именно школа должна стать тем культурным пространством, которое позволит задать правильные и верные ориентиры для ребенка. По мнению педагога, разговоры на темы нравственности, политики, мировой ситуации, безусловно, не являются простыми. Выстроить диалог с ребятами поможет большая методическая база, созданная в рамках проекта.
Проект запускает Министерство просвещения РФ. Региональный оператор в столице — Московский центр «Патриот.Спорт», подробности о занятиях со школьниками — на сайте центра.
Вовремя поймать пробелы в знаниях
Но и этим новшества не ограничиваются. К примеру, в МЭШ в разделе «Учеба» добавлена вкладка «Результаты», где можно увидеть полную картину по текущим результатам обучения по всем предметам и темам: среднюю оценку по предмету, оценку за каждую тему, общую динамику. В новом разделе «Диагностика» появилась возможность получать результаты независимой оценки уровня знаний, которая регулярно проводится в школах столицы. Общая картина освоения учебного материала даст лучше понять сильные и слабые стороны подготовки ребенка и своевременно восполнить пробелы в знаниях. А чтобы избавить родителей от лишней бумажной волокиты, в электронный формат переведут согласие на участие ребенка в выездных мероприятиях.
В 2022/2023 учебном году город проведет плановую замену ноутбуков всех московских учителей, включая педагогов начальных классов. Старые ноутбуки школы смогут использовать в учебном процессе по своему усмотрению. С этого года во всех образовательных учреждениях столицы (включая начальную школу) будет WI-FI. Продолжится плановая замена моноблоков в компьютерных классах. Моноблок — это вид компьютера, в котором объединены экран и системный блок. «Новые моноблоки позволят мне и моим ученикам взяться за изучение более серьёзных тем в мире информатики, — говорит учитель информации школы им. В. В. Маяковского Роман Ушаков. — На сегодняшний день информационные технологии — это одно из главных направлений развития современного образования. И для развития школы в этой сфере очень важно техническое оснащение. Когда создаются условия, учёба детям становится в радость. Они охотнее работают на уроках и показывают лучший результат. У моих учеников есть свои смелые идеи, интересные проекты. Уверен, они будут рады, что попробуют их реализовать».