Примерное время чтения: 6 минут
437

Донастройка высшего. Какие изменения нужно внести в систему приема в вузы?

Скоро стартует приемная кампания в вузы. Университеты уже опубликовали правила приема на 2025 год. Нужно ли сохранять доступность высшего образования? Каких абитуриентов ждет высшая школа? Каким должен быть современный студент и чему его учить? Достаточно ли только фундаментальных знаний? Эти вопросы обсудили эксперты на Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: портрет студента будущего», которую ежегодно проводит Финансовый университет при правительстве РФ.

Олимпиадников тоже отчисляют

По данным Минобрнауки, в России свыше 60 % выпускников школ могут поступить в вузы на бюджетные места. Это говорит о высокой доступности высшего образования. По мнению ректора Финансового университета Станислава Прокофьева, возможность учиться в вузах нужно оставить для тех ребят, которые приложили к этому усилия. Однако эта система местами нуждается в донастройке. Он привел такую статистику: сегодня в нашей стране порядка 4,5 млн студентов, из которых 2 млн учатся платно. Из них 1 % — это особо одаренные дети, победители всевозможных олимпиад, которые поступают в вузы без вступительных испытаний, то есть без ЕГЭ. «Вузы стали друг перед другом состязаться, сколько олимпиадников к ним поступило, это стало частью рейтингования университетов. Но что дальше с этими высоко одаренными детьми, как они адаптируются к студенческой скамье? Процент отчисления по итогам первой и второй сессии среди олимпиадников не меньше, чем у студентов, которые поступили по результатам ЕГЭ или платно», — отмечает ректор.

А значит, полезно было бы проанализировать успеваемость студентов призеров и победителей различных олимпиад, ввести систему мониторинга по видам и направлениям этих олимпиад. «Может, мы придем, к выводу, что какие-то олимпиады, которые дают льготы при поступлении, стоит исключить из перечня, потому что студенты не выдерживают первой же сессии», — отмечает ректор.

Проходной балл для платников

Также, по мнению Станислава Прокофьева, нуждается в усовершенствовании и система платного приема в вузы. Сейчас многие учебные заведения берут на платное обучение абитуриентов практически с любыми баллами. Где-то возникает порой абсурдная ситуация, к примеру, на бюджет проходной балл ЕГЭ — 270-280 за три экзамена, а платно — 160-170. И тут уже вопрос к вузу: а зачем он зачисляет таких студентов, чему их можно обучить? Эту систему нужно менять.

«Качество образования надо ставить во главу угла, а не финансовые способности родителей. Поэтому в этом году мы решили пойти на эксперимент и существенно поднять балл, ниже которого не примем студента даже на платное», — рассказал ректор Финансового университета. К слову, каждый год вуз принимает и выпускает порядка 17 тыс. студентов, 90 % трудоустраиваются по специальности, три четверти из которых — платники.

Оплатить обучение в вузе сегодня можно, взяв образовательный кредит на льготных условиях. Например, в Финансовом университете такой возможностью в прошлом году воспользовались более 600 студентов. Кредиты выдаются практически всем желающим на общих основаниях, без учета академических достижений абитуриентов.

«Мы проанализировали западный опыт, там условия выдачи образовательных кредитов ранжируются, — продолжает ректор. — Можно и у нас сделать более льготные условия для тех, у кого выше балл ЕГЭ. Это может стимулировать более эффективно учиться».

В колледж за профессией

Кстати, вузы сегодня это не только высшее образование. Многие активно развивают систему среднего профобразования в собственных колледжах. Это на самом деле потребность времени. «62,5 % девятиклассников уходят в колледжи», — сообщил первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев.

«У нас почти 14 тыс. студентов в 14 колледжах по всей стране, — подчеркнул Станислав Прокофьев. — Мы активно вкладываемся в среднее образование. Но здесь очень важно преодолеть тенденцию, когда многие родители и школьники воспринимают обучение в колледже не как возможность быстро получить профессию и прийти в индустрию, а как возможность в лайтовом варианте поступить в вуз, обходя ЕГЭ. СПО должно выполнять свою главную функцию — быстро и качественно готовить профессионалов для различных отраслей». При этом, по словам ректора, нельзя лишать выпускников колледжей возможности получать и высшее образование, если того требует их специальность, например, в онлайн-формате, чтобы не отрываться от производства в условиях острого дефицита кадров.

Учить и воспитывать

Ну хорошо, вуз набрал студентов. Но как заставить их хорошо учиться, не прогуливать лекции, не списывать на экзаменах? Здесь все специалисты единодушны: если студент понимает, зачем ему знания, он их будет получать.

«Студенческое время — этап, когда надо по максимуму впитать в себя фундаментальные знания. Новая модель системы высшего образования, которая сейчас разрабатывается, предполагает большую интеграцию работодателя в учебный процесс, — рассказала замминистра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова. — Когда студенты видят рабочий процесс, рабочие задачи, у них возникает запрос: а где узнать то или иное, получить нужные знания».

Но и знания еще не все. «Важно развивать эмоциональный интеллект еще со школы, здесь важную роль играет встреча с учителем. Чтобы человек становился человеком, а не компьютером», — считает заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург.

Продолжить это может высшая школа. Университеты должны выпускать из своих стен не только грамотных специалистов, но и патриотов своей страны, которые будут трудиться на ее благо, а не сбегать при первой возможности за границу.

«Белинский сказал, что человека рождает природа, а обучает и воспитывает общество. Я четкий приверженец того, что вуз должен активно участвовать в воспитании и формировании общества», — отметил Станислав Прокофьев.

Безусловно, воспитывать можно только своим примером или примером сверстников. Финансовый университет был первым в стране, который стал давать полностью бесплатное образование участникам и героям СВО и намерен продолжать это делать. Например, сейчас в вузе на юриста учится Герой России, участник СВО Балдан Цыдыпов. Он начал обучение, еще находясь в госпитале Военно-медицинской академии. По его словам, именно учеба, общение с преподавателями давали силы и мотивацию бороться, чтобы восстановиться после ранения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах