Примерное время чтения: 4 минуты
2071

Дети быстро взрослеют. Как в школе учить физике для жизни?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Суперномер: 152 ответа на вопросы 20/10/2021
Е. Костылева: «Надо стараться не лгать детям. Они чувствуют ложь».
Е. Костылева: «Надо стараться не лгать детям. Они чувствуют ложь». / Фото Ивана Горбунова. / АиФ

«Учителем года — 2021» стала 28-летняя Екатерина Костылева из Тюмени.

«Дети быстро взрослеют. Старайтесь почаще находить возможность, чтобы просто быть рядом с ребёнком, ведь это время бесценно», — советует родителям лучшая учительница страны. Екатерина Костылева преподаёт физику с 7-го по 11-й класс. По первому образованию она физик-нефтяник. Будучи студенткой, проводила в школе дополнительные занятия и в итоге решила, что учительство — это её призвание. 

Как разглядеть агрессора?

— Екатерина Сергеевна, наши школьники на международных олимпиадах побеждают, а потом их не видно и не слышно. У нас нет системы, что дальше делать с такими детьми?

— Не могу сказать, что их не видно. Я с большой гордостью наблюдаю за своими учениками, за их становлением, тем, как они себя реализуют. Ребята, которые проявили себя в школе, олимпиадном движении, проектной деятельности, потом становятся успешными студентами, руководителями студенческих объединений, участвуют в исследовательских проектах.

— Но, говорят, на инженерные специальности берут даже с троечными баллами. В стране физики перевелись?

— Не соглашусь, в них есть востребованность. В нашем регионе ценятся специалисты с инженерными навыками, ежегодно многие ребята выбирают технологический профиль. Успешно сдают профильную математику, физику, информатику. Профильные экзамены троечники сдать вообще не могут, а значит, и поступить в технический вуз — тоже. 

— Что было самым сложным, когда начали работать в школе?

— Вставать по утрам. А если серьёзно, то сложно было привыкнуть к тому, что существуют ограничения по времени урока и в эти 45 минут надо так много успеть сделать, сказать. Это не семинар или форум, где можно общаться сколько хочешь.

— Может ли учитель разглядеть проблемных детей, которые готовы проявить агрессию, как в недавних случаях со школьными стрелками?

— Безусловно, учитель, находясь много времени рядом с детьми, может увидеть какие-то их особенности, которые могут вылиться в агрессию. Кроме того, существуют специальные диагностики состояния ребят, чтобы вовремя им помочь. Но системно решать проблему и предупреждать на ранних этапах можно, если в школе слаженно работает психолого-педагогический коллектив. Нужны специалисты и психологические службы, которые эти вопросы курируют. 

Как не ставить двойку?

— Вы ставите двойки своим ученикам?

— Увы, без двоек не обходится. Но двойка двойке рознь. Перед тем как её поставить, стараюсь поговорить с учеником и выяснить причину. Иногда бывает, у ребёнка что-то случилось и нет возможности выполнить задание. Например, он профессионально занимается спортом и ночью только вернулся с соревнований. Иногда причина в психологическом состоянии. Если неудовлетворительный результат связан с низкой мотивацией, тогда надо подумать, как у ребёнка поддержать интерес. Совсем другое — если это просто лень и нежелание работать.

— Сейчас родители вкладывают большие деньги в образование детей. Не получится ли, что их слишком загружают кружками?

— Нужно исходить из потребностей и интересов ребёнка. Чтобы не перегрузить его, стоит посмотреть, куда он идёт с радостью, а куда приходится заставлять. Хватает ли ему времени побыть с собой, общаться с друзьями, заняться личными делами? Если нет, может быть, что-то нужно поменять, от чего-то отказаться. 

— Что вы могли бы посоветовать родителям?

— Всегда держите в голове простую истину. Дети очень быстро взрослеют. Казалось бы, совсем недавно ребёнок пришёл в 5-й класс, познакомился со своими учителями — и вот уже пролетают несколько лет, и он говорит какие-то тёплые слова своим педагогам, уходя со школьного двора. Важно не упустить эти годы, которые играют большую роль в становлении ребёнка. Здорово, когда родителям удаётся на протяжении этого пути сохранить с ребёнком тёплые отношения и взаимосвязь. Поэтому хочется пожелать просто почаще находить время, чтобы быть рядом с детьми. 

Кстати

«Воспитателем года России — 2021» стала Ольга Хитрова из Ярославской области, учитель-логопед детского сада № 93, «Директором года России — 2021» — Майя Майсурадзе, директор областной гимназии им. Примакова из подмосковной деревни Раздоры.

По традиции пятеро финалистов конкурса «Учитель года», а также лучшие воспитатель и директор станут на год советниками министра просвещения на общественных началах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах